Вт-вс: 10:00—15:00санитарный день: пн
whatsapp telegram vkontakte email

Джонбот из фанеры своими руками: выбор материала, подготовка к работе и процесс изготовления

Многие любители рыбалки только мечтают вечерком забраться в лодку и подплыть к тихой заводи, где наверняка рыба самая крупная и ловиться будет ни как в поговорке — вчера и завтра. Вот только лодки нынче дороги, да и перевозка тяжелого катера или стационарной лодки — дело хлопотное.

Но существует выход и в этой изначально запутанной ситуации, причем, учтите то, что вам предлагается легко соорудить лодку самостоятельно, не выходя из помещения собственного гаража или мастерской. И основным рабочим материалом будет многослойная фанера.

Активный отдых на воде, что может быть интереснее!

Преимущества

Плоское дно джонбота способствует усилению ее остойчивости по сравнению с лодками с килеватой, V-образной формой днища. Кроме того большим достоинством таких лодок является их малая осадка, что позволяет использовать их в мелких реках. Джонботы с усиленным днищем разрабатываются для хождения по заросшим и загрязненным рекам с малой вероятностью получить пробоину. Такие лодки зачастую комплектуются водометными двигателями. Некоторые модели таких лодок способны преодолевать перекаты рек и небольшие участки суши, используя инерцию, полученную при разгоне по воде.

Недостатки

Плоское дно имеет и существенный недостаток – лодка не режет волну, а перекатывается по ней. Это существенно сужает область применения джонботов и делает возможным их использование только в спокойной воде или при очень малом волнении. Лодки джонбот редко имеют богатую комплектацию и какое-либо оформление кокпита. Лодки этого типа плохо держат курс на ходу под мотором.

Лодка джонбот

Джонбот, что это


Так это выглядело когда-то.
Джонбот — это разновидность плоскодонки, которая неплохо показала себя на североамериканском континенте и перекочевала в старый свет. В принципе, в конструкции этого суденышка ничего сложного нет, единственно, что его внешний вид несколько грубоват.

И все из-за тупого носа или как его называю форшпигеля, который идет в разрез с нашим пониманием и классическим восприятием внешнего вида судна. Для завершения исторического экскурса хочется добавить, что отечественная промышленность также выпускала сравнительно недорогие экземпляры таких лодок из алюминиевого сплава.

Однако необычный внешний вид и отсутствие рекламы как таковой на тот момент, свели на нет все усилия по массовому производству таких лодок. Но нас интересует практический аспект этого чуда заграничной техники.

Итак:

  • Длина лодки 3800 мм;
  • Ширина максимальная – 1300;
  • Высота борта и высота транца – 380 мм;
  • Масса порядка 80 кг;
  • Расчет на 3 человек, либо грузоподъемность 380 кг.

К сведению! Несколько слов о двигателе. Он может быть спокойно размещен в корме, на площадке, которая называется транцем и иметь мощность от 2 до 8 л.с. И еще, приведенные размеры являются условными.

По ним, изменяя пропорционально соотношения, можно сделать плоскодонку и на одного человека, исключительно для индивидуальной рыбалки, и на всю семью, чтобы соизмерять приятное с полезным.

Выбор материала и подготовка к работе

  1. Фанера строительная от 12 до 16 мм вполне подойдет, главное — чтобы она была повышенной влагостойкости и здесь уже количество формальдегидов в составе клея решающего значения иметь не будет.


Цель работ создать плоскодонку.

  1. На транец, да и на сидения можно и нужно использовать фанеру посерьезнее, для чего подойдет пятислойная (авиационная) фанера. Цена ее будет выше строительной, да и легкость изделия вначале может смутить, но на самом деле она достойно справится с поставленными задачами, и несмотря на легкость, она все же прочнее.
  2. Об инструментах:
  • Электролобзик — это инструмент номер один, именно им необходимо будет проводить крой листа на фрагменты и без него никак не обойтись;
  • Электрорубанок – номер два. Особенно необходим для проведения этапа заусовки, когда фанера на торце подрезается под 45 градусов;
  • Различные шлифовальные аппараты. Хотя говоря откровенно, можно обойтись и без них, инструкция сборки это вполне дозволяет. А еще наждачная бумага и держатель для нее прекрасно справятся с поставленной задачей шлифовки;
  • Шуруповерт — его вполне хватит и закрутить несколько шурупов и просверлить несколько отверстий для стяжки деталей друг к другу.

Начинаем процесс


В принципе вот и он – джонбот.
Материал закуплен, инструмент под рукой, гараж освобожден.

Начинаем работу:

  1. Первым этапом будет разметка и крой материала. В данном случае на листы фанеры наносится в полном масштабе все детали. Изначально, заготовки лучше сделать на бумаге, имея бумажные лекало легче разместить их на фанере, и определить, насколько экономно можно использовать весь лист.

Так как отходы все равно будут, вопрос экономного использования играет не последнюю роль. И еще имейте в виду, что борта плоскодонки подходят к днищу под углом, поэтому некоторые детали необходимо будет подвергнуть заусовке.

Сам процесс достаточно прост, если вы делаете это не вручную, а с помощью электротехники. Единственной рекомендацией будет то, что для этого процесса лучше больший упор сделать на шлифовку, а электрорубанка хватит и на один проход.

Далее вырезаем необходимые детали электролобзиком, а шпангоут полностью собираем, так как он будет тем самым ребром жесткости, который будет придавать всему джонботу необходимый внешний вид;

  1. Затем собираются борта, корма и форшпигель, между которыми жестко фиксируется шпангоут. Каркас лодки можно фиксировать друг к другу металлической проволокой. Для чего максимально близко к сочленению сверлятся отверстия тонким сверлом под проволоку;


Схемы полезны.

Практическое наблюдение! Иногда вместо проволоки используются пластмассовые хомутики, но их придется использовать чаше, сокращая шаг до 10 -15 см для крепления. Перед затяжкой детали хорошо проклеиваются.

  1. Затем к конструкции подклеивается и фиксируется дно лодки. Используемая эпоксидная смола, должна быть именно ею, а не полиэфирной, которая применяется в автомобилях. Кроме того швы лучше именно залить, а не просто пройтись по ним кисточкой, так как в данном случае решается не только вопрос фиксации, а и вопрос герметизации всего изделия, тем более что решето вам ни к чему;
  2. После высыхания смолы, швы ошкуривают, а затем подвергают еще одной обработке. Для этого приобретается специальная широкая лента из стекловолокна. Она вымачивается в смоле и проклеивает все стыки дважды снаружи и один раз изнутри;
  3. Затем происходит разметка, выпиливание и подгонка оставшихся деталей.

На этом этапе необходимо сделать небольшую паузу, для некоторых объяснений.

Наблюдения полезные

  • Если вы решили построить лодку-плоскодонку из фанеры своими руками, которая в принципе не является чем-то сверхъестественным и сложным, то вам необходимо понять принципы этого строительства. Пройдя по нескольким материалам, вы увидите, что лодка джонбот своими руками из фанеры созданная, не имеет единого конструктивного решения.

Разные авторы предлагают свои варианты выкроек и очень часто, в процессе строительства некоторые детали переделываются или изменяются. Это говорит о демократичности самой идеи постройки, когда изменяя проект, вы не теряете в качестве.

Фото еще одного не типичного судна.

  • И еще, в данном описании не указано то что, два киля и поперечные рейки приклеиваются на фрагмент днища, а надо было бы. Первые два для устойчивости лодки в воде, а поперечные рейки для удобства сидящих гребцов или гребца.

Заключительные аккорды

Окраска – заключительный этап.
В данном случае речь идет про шпаклевку, ошкуривание и покрытие смолой. Хотя многие мастера склоняются к мысли, что если фанеру хорошо проолифить и пройти тремя слоями краски, то этого будет вполне достаточно (см.также статью Постройка каноэ из фанеры своими руками).

При этом первый слой краски является грунтовочным, а последующие несут декоративную составляющую. Также рекомендовано, дно покрасить в контрастный светлый цвет, а борта и днище более темными цветами. Хотя если честно, принципиального значения цвета для лодки иметь не будут.

Обратите внимание! Для окрашивания плоскодонки краски должны быть водостойкие, их лучше приобретать в точках специализированных продаж, так как водостойкие фасадные покрытия и водостойкие лодочные отличаются друг от друга.

Область применения

Джонботы применяются там, где нужна малая осадка и повышенная остойчивость, а именно для охты и рыблки, реже как хозяйственная грузовая лодка. Во время рыбалки (особенно) со спиннингом приходится перемещаться по всему кокпиту лодки, создавая крены. Во время охоты при стрельбе стоя, отдача также сильно раскачивает лодку. Здесь остойчивость плоскодонок сказывается самым положительным образом. Также во время охоты и рыбалки часто встает необходимость зайти на лодке через бурелом или подводные препятствия или просто мелководье к оптимальному месту. Немецкое отделение Красного Креста по помощи при наводнениях используют в своей работе лодки типа джонбот.

Лодка для болота.The boat for the marsh.Лодка для болота.The boat for the marsh.

Самодельная лодка для охоты и рыбалкиСамодельная лодка для охоты и рыбалки

Материалы для изготовления лодки

Интернет кишит разнообразными идеями творчества, которые легко можно воплотить в жизнь. Введя любой запрос в поисковик, человек быстро получает интересующий его ответ.

И решив соорудить средство для плавания на воде, вы легко обнаружите массу идей, которые при желании можно воплотить в жизнь. Итак, из чего можно сделать лодку? Её можно изготовить из:

Каждый перечисленный материал отличается сложностью в использовании, потому что плотность разная, а соответственно качество тоже. Но стоит помнить, что каждый материал имеет свои плюсы и минусы. Поэтому, выбор материла напрямую зависит от срока дальнейшей эксплуатации средства:

  • Например, самым прочным материалом является дерево. Оно более приспособлено для длительного плаванья на воде и может послужить лет семь. Стоит помнить, нужно брать прочное дерево. Лучше всего использовать дуб. Так существует большая вероятность качественного изготовления.
  • Фанера уже не столь надёжна, чем дерево. Это определятся в её тонкости. Но, если вы не сильно часто выбираетесь на рыбалку, хотите сэкономить на изготовлении, то фанера является отличным выбором.
  • Что касается бутылок, то у многих задаются вполне логичным вопросом: как сделать лодку из бутылок? Многие подумают, что это вовсе не реально. Но не смотря на все сомнения, результат будет удивительным. Она окажется легкой. Но в случае изготовления необходимо максимально постараться, чтобы результат вашей работы не развалился во время восхождения на воду.
  • Алюминий тоже отлично подходит в качестве материла. Он надёжный, может прослужить длительное время. Но производство из такого материала займёт много времени, сил. Поэтому многие предпочитают деревянную основу.

Последний материал является очень распространённым. Ведь все покупные плавательные средства производятся именно из резины. Она хорошо держится на воде и способна выдержать большой вес.

Но при производстве нужно быть аккуратным, ведь один прокол испортит её. Время, усилия, деньги будут потрачены зря. Процесс требует полной сосредоточенности, максимального внимания.

лодка из фанеры / homemade jon boatsлодка из фанеры / homemade jon boats
Ссылка на основную публикацию
Похожее