Ладога 2 катер является прогулочным судном, которое стало первым среди спектра стеклопластиковых моделей в своем классе. Данная разработка универсальна, поскольку на ней с одинаковых успехом можно рыбачить, прогуливаться по воде, и даже путешествовать при любых погодных условиях! Удобные спальные места и просторный кокпит сделали лодку востребованной даже не смотря на впечатляющую цену.
Ладога 2 катер получил наибольшее внимание благодаря материалу, из которого он собран. Палуба и корпус соединены между собой специальным контактным способом вдоль линии привального бруса. Соединение корпуса и палубы рубки дополнительно защищается дубовой накладкой, хотя в остальных случаях используется профиль из пластмассы. Древесина покрыта лаком, благодаря чему влага ей не страшна.
Толщина материала в днище составляет 4 мм, и дополнительно оно укрепляется флорами из фанеры. Подобное сочетание позволяет устанавливать на борт 2 20-сильных мотора. При мягком ходу на волне судно имеет возможность развивать скорость до 39 км/ч (при работе 1 мотора). В случае максимальной нагрузки данный показатель снижается до 28 км/ч.
Недостатки
- В первой серии тонкое ребристое днище. Впоследствии этот недостаток был устранен на более поздних моделях
- Декоративное пластиковое покрытие боится УФ излучения и морской воды. При эксплуатации трескается и отслаивается
- При полной загрузке выход на глисс затруднен
Фото лодки Ладога:
История и цели создания
Ладога 1 — детище инженеров ЦКБ “Нептун”. Проект был разработан в 1968 г., а через 2 года первые экземпляры приняли участие в V Всесоюзных соревнованиях, проходивших на 130-километровой трассе возле Бирштонаса. Несмотря на то, что экипаж разработчиков занял лишь 6-е место в своем классе, в 1972 г. в центре Ленинграда на Невском проспекте выставочные образцы имели успех, в результате чего были проданы первые 48 единиц серийных стеклопластиковых моторок.
На этом производители не остановились и в 1973 году приняли участие в гонках на Неве. Экипаж ( В.С. Осадчий и Г.И. Григоров) занял II место, пройдя 140-километровый маршрут под двумя 20-сильными Вихрями с показателем 42 км/ч. Этого оказалось недостаточно, и осенью того же года 5 моторок прошли 9800 км через 61 шлюз. Побывали в белорусском Бресте, завернули в Крым (Севастополь), на Черноморском побережье заглянули в гости к одесситам. Прошли по Днепру (Киев), после чего посетили Волгоград, Москву и Ленинград. В результате опытные образцы были испытаны на крупных реках, Рыбинском водохранилище, а также опробованы на полутораметровой морской волне.
Первая серия, сошедшая с конвейера Средне-Невского судостроительного завода, показала достоинства и недостатки используемой технологии. Несмотря на прочное армирование стекловолокном днище нуждалось в дополнительном усилении. Гладкая палуба оказалась скользкой. Особенно в мокром состоянии. Защитное полимерное покрытие через пару лет эксплуатации покрывалось трещинами, осыпалось, не выдержав прямых солнечных лучей и агрессивной морской воды.
Поэтому в 1974 г. увидел свет видоизмененный проект, в котором были учтены ошибки первого запуска. Изменился состав полимерной составляющей. Защитное покрытие легко выдерживало УФ лучи и осмотическое давление моря. Килеватые обводы претерпели изменения, в результате чего мотобот стал легко всходить на гребни, улучшилась управляемость плавсредством. Поскольку разработка оказалась удачной и востребованной, некоторые модификации данного модельного ряда выпускаются до сих пор, например, “Новая Ладога” от ООО «Астрон Марин».
Таблица характеристик
Длина, м | 4,1 |
Ширина, м | 1,54 |
Высота на миделе, м | 0,7 |
Угол килеватости | 10° |
Масса с оборудованием без ПМ, кг | 215 |
Мощность ПМ, л.с. | 25-40 |
Скорость под ПМ 25 л.с., км/ч: | |
полная загрузка | 28 |
один водитель | 40 |
Удаленность от берега, м | 3000 |
Высота волны, м | 0,5 |
Пассажировместимость | 4 |
Грузоподъемность, кг | 400 |
Перевозка лодки
Транспортировка моторки весом в 400 кг не предполагает ручной погрузки-разгрузки. Поэтому конструкторы вместо традиционной ручки установили компактные утки, предназначенные для швартовки а также крепежа тента. С прицепа катер спускается на берег в четыре пары рук. Корпус выдвигается на 50%, свободный край опускается на землю, затем прицеп отъезжает назад, а помощники осторожно опускают судно.
Внешний вид и особенности конструкции
Характеристики лодки Ладога обусловлены особенностью ее конструкции. Корпус изготовлен практически вручную из стеклопластика контактным способом. В качестве армирующего материала использовалась сатиновая стеклоткань АССТ. Связующим полимерным компонентом послужила смола НПС 609 21 м.
Конструкция состоит из двух частей: корпуса и палубы, соединяемых болтами по линии привального бруса, который прежде изготавливался из дерева. Поскольку древесина быстро стиралась, появлялись сколы, в последующих вариантах она была заменена армированным полимером. Толщина днища и транца 4 мм образуют семь слоев стеклоткани. В 74-й модификации транец усилен 20-миллиметровой водостойкой фанерой, покрытой защитным слоем армированного пластика. Это дало право на установку двух моторов мощностью по 20 л.с.
Изначально за жесткость корпуса мотолодки отвечали 4 фанерных флора с продольными стрингерами. Однако их было недостаточно, поэтому последующая серия была оснащена решетчатым скелетом, набранным из деревянных реек. Со временем древесина приходит в негодность, требуя замены. Поскольку в пластике сохраняются желоба под рейки, это сделать довольно просто. Во время работы необходимо предусмотреть проток для отвода воды. Иначе после обильного дождя судно может затонуть. Дополнительную жесткость обеспечивают также пайолы, изготовленные из 8-миллиметровой водостойкой морской фанеры.
Питерцы охотно приобретали новую мотолодку, имеющую остроскулый обвод с малой килеватостью. Ее форма обещала быстрый выход в глиссирующий режим, что актуально для прогулок на Ладоге. Изначально реданов не было. Вместо них была предусмотрена некая ребристость, повышающая жесткость конструкции. Однако в процессе последующих разработок судно получило полноценные продольные реданы, а линия скулы в носовой части существенно поднялась вверх.
Заявленная пассажировместимость на 4 человека обеспечивается двумя передними сиденьями и кормовой банкой. В первоначальном варианте спинки сидений были стационарными и неподвижными. В более поздних сериях они были видоизменены. Сами сиденья были углублены, а спинки получили возможность откидываться. Возле штурвала в переднюю панель вмонтирована ниша. В нее помещается бутылка с газированной водой или полезная мелочь, которую необходимо постоянно держать под рукой.
Для защиты пассажиров от брызг предусмотрено панорамное ветровое стекло с широким углом обзора. Носовая палуба в результате видоизменений получила ребристую дорожку для безопасной высадки пассажиров. А для крепления тента разработаны новые фиксаторы.
Видео лодки Ладога:
Описание
Это интересная лодка с достаточно сложной конструкцией. Данная модель также выполнена из стеклопластика, как и её предшественник «Ладога». При первой встрече с лодкой можно заметить тримаранные обводы корпуса. Хорошее глиссирование становится возможным благодаря килеватому днищу. Этому также способствует брызгоотбойник, расположенный по всему периметру. Во время движения катер отлично разрезает волны. В стояночном режиме катер ведет себе очень устойчиво. Корпус хотя и стеклопластиковый, но характеризуется как очень прочный. Приведем тому пример: толщина транца-4 мм, а бортов-3 мм. Днище также имеет толщину 4 мм.
В бортовых нишах можно расположить все необходимое в походе или прогулке. Там же обычно помещают запасное топливо. В дождь комфортная езда может продолжаться, если установить складной тент из прочной ткани. Переднее ветровое стекло предотвращает попадание брызг, а также встречного ветра в водителя. Стоит отметить мореходность лодки. Производитель заявляет о том, что лодка с легкостью идет по воде в волну менее 0,75 метра. И это действительно так, что доказано на практике.
Оборудование и комплектация
Судно оборудуется дистанционным рулевым устройством, к нему прилагается:
- пара распашных весел
- кормовая банка
- два сиденья со спинками
- пайолы из 8-миллиметровой фанеры
- панорамное ветровое стекло
- походный тент из плащ-палаточной ткани
- черпак
- якорь
Дополнительная комплектация формируется судовладельцами самостоятельно, поскольку данная модификация больше не выпускается. Однако ее до сих пор можно приобрести в хорошем состоянии под реставрацию.
Цены
Цена лодки “Ладога 2” на Авито и подобных сайтах высоковата для покупателя среднего достатка. Такая стоимость обусловлена очень хорошим состоянием корпуса, ведь пластик отлично сохраняется до нынешних времен. На Авито и похожих сайтах можно приобрести изделие с начальным порогом от 170 тысяч рублей. Интересно, что самые дешевые экземпляры тем не менее выглядят хорошо, не текут и вполне приемлемы в использовании. Продажа б/у плавсредств с тюнингом и отличного качества ведется в ценовой категории от 350 до 480 тысяч рублей.
Обитаемость
В рекламных проспектах заявлено, что трое туристов могут с комфортом провести ночь, не выходя на берег. Несмотря на большой просторный кокпит 1,95х1,25 м сон взрослых людей в первозданном варианте был затруднен тем, что спинки у кресел не снимались и не откидывались. Кормовая банка также занимала место без возможности трансформации.
Впоследствии этот недостаток был устранен. Сами сиденья приобрели автомобильный вид, стали более глубокими. Спинки получили возможность откидываться, меняя угол наклона в четырех положениях, а диванчик стал раскладываться. Поскольку только два сиденья снабжены спинками, два пассажира с комфортом могут расположиться на ночлег. Однако заявленных трех спальных мест все равно не получается, разве что непосредственно на пайолах. Это получится лишь у тех, кто обладает невысоким ростом.
Хранение вещей затруднено. Сухих рундуков для багажа нет. В качестве приятного исключения в носовой части кокпита рядом со штурвалом имеется ниша для хранения походного снаряжения. Ее объема достаточно для того, чтобы иметь под рукой бутылку минеральной воды или карту местности со всяческой мелочью, которую нужно держать возле себя. Ниш для установки канистр с топливом не предусмотрено. Приходится ставить их под ноги.
Проблема лечится за счет изменения конфигурации кормового дивана и кресел. Также часть багажа можно разложить в изготовленные по бокам сухие рундуки. В некоторых случаях владельцы идут на уменьшение запаса плавучести под палубой за счет герметичного багажника. Однако это уже из разряда тюнинга. Тент из плащ палаточной ткани имел тенденцию быстро выцветать. Поэтому владельцы его заменяют современными материалами, стойкими к УФ излучению. Тем не менее даже в родной комплектации кокпит закрывается полностью и надежно защищает от непогоды. Так что дождь с ветром не смогут помешать отдыху.
К подвесному мотору предусмотрено дистанционное управление. Для него изготовлена приборная панель, удобная для дальнейшей модернизации. Она достаточно просторна, так что на ней найдут свое место современные электронные устройства навигации. Сплошное панорамное стекло дает хороший обзор при максимальной защите от воды. В первых выпусках присутствовала центральная стойка в качестве элемента усиления конструкции. В последствии от нее отказались благодаря выпуклой форме стекла.
Цветовая палитра включает следующие варианты:
- белый верх, темно-синий, почти черный низ
- желтый с черным привальным брусом
- красный
Отзывы о катере «Ладога»
- «Отличный катер, который одинаково подходит для закрытых и открытых водоемов. Что приятно удивило, так это высочайшее качество сборки».
- «Благодаря относительно компактным размерам, катер очень „шустрый“. Также стоит отметить высокую маневренность».
- «Не удержался и установил сразу два мотора, чтобы попробовать как оно. Даже с максимально-дозволенной грузоподъемностью катер уверено держит 30 км/час».
- «Техника идеально подходит для выездов на рыбалку. В комфортном кокпите можно с легкостью заночевать вдвоем. В целом катер порадовал, тем более что его стоимость в сравнении с современными катерами схожих характеристик просто шутейная».
Катер «Ладога» имеет своё продолжение. Усовершенствованная модель получила название «Ладога 2». Внешний вид стал немного иначе, также изменились технические характеристики, которые будут приведены ниже.
Непотопляемость
Без защиты киля на каменистом дне пластик со временем стирается. По этой причине желательно его укреплять специальными лентами-накладками. В данном случае лучше предотвратить беду, чем неожиданно получить пробоину посреди реки. Выходить в плавание при волне свыше 70 см нежелательно. Судно может выдерживать гребни до метра, все же вождение в таком случае близится к экстремальному.
Блоки непотопляемости из пенополистирола размещаются под носовой палубой, а также в кормовой части вдоль бортов и на днище. Между тем, пенопласт со временем намокает и перестает выполнять свою роль. Поэтому желательно периодически проверять его состояние и при необходимости менять.
На волне
Спуск на воду разрешен при волне высотой до 0,75 м, тем не менее, внезапно налетевший шторм тримаранные обводы выдерживают с честью и позволят безопасно уйти в тихое место. Управление одинаково послушное как при восхождении на гребень, так и на спуске с него. Килеватое днище (на транце до 20°) разрезает воду, а округлые скулы легко преодолевают препятствие.
Развитые спонсоны скользят по волне без забрызгивания и крена, крепко держатся на водяном склоне независимо от его направления (лагом, 45° и т.д.). Захлестывание палубы не наблюдается за счет широкого носового свеса. В состоянии покоя тримаран склонен к резкой качке. Против встречного ветра, гонящего перед собой гребни, воздух уходит под днище, спрессовываясь в туннелях, за счет чего улучшается гидродинамика хода, катер приподнимается над водой.
Ходовые качества
При небольшой килеватости катер всходит на гребни хорошо, остойчивость высокая. Конструкция близка к плоскодонкам, вместе с тем ярко выраженный киль дает возможность выходить в море при высоте волны до 50 см. При максимальной скорости ощущаются более сильные удары в днище, чем, например, в Оке. Глиссирование с одним мотором вполне возможно, т.к. с полной загрузкой судно идет 28 км/ч.
Вместе с тем, владельцы отмечают, что это справедливо лишь в том случае, когда в мотоботе находится двое людей. При добавлении нагрузки глиссирующий режим достигается с гораздо большим трудом. Приходится задействовать дополнительный мотор.
Под мотором
Транец рассчитан на вес до 100 кг. Поэтому у водомоторников есть выбор: использовать преимущество двух моторов мощностью по 20 л.с. или один на 40. В случае поломки двигателя в спаринге всегда остается еще один, на котором можно вернуться домой. В этом неоспоримое преимущество. Хотя обслуживать придется два агрегата.
Водомоторники считают, что 30-сильного движителя мало, т.к. для трех пассажиров с запасом топлива и снаряжением ход тяжеловатый. Вдвоем мотобот выдает желаемую скорость, а при посадке компании из четырех друзей задирается нос, скорость падает до 15 км/ч. В некоторых случаях при установке 40-сильного ПМ при разрешенной нагрузке предусмотрен дополнительный тихоходный маломощный двигатель для ловли пугливой хищной рыбы.