У рыбаков наиболее распространенным средством передвижения являются надувные лодки, на которые установлен лодочный электромотор, поскольку большие расстояния преодолевать на веслах достаточно тяжело.
Конечно, есть еще моторы бензиновые, которые хороши для больших расстояний. Поэтому каждый рыбак решает вопрос, какой лучше купить мотор – электрический или топливный.
Разберемся, какие плюсы характерны для моторов лодочных электрических и минусы.
Достоинства моторов электрических
К ним относят:
- малошумность в сравнении с аналогами, работающими на бензине;
- плавность, обеспечиваемую в любом режиме стабильностью числа оборотов, что очень кстати, когда по воде двигаются с минимальной скоростью;
- малый вес, облегчающий транспортировку плавсредства;
- надежность. Срок эксплуатации электродвигателей выше, чем у бензиновых аналогов благодаря меньшему количеству деталей;
- простота настройки, позволяющая управлять лодкой легко;
- экологичность – один из основных факторов в наше время, позволяющий сохранить окружающую среду;
- использование аккумуляторов, питающих двигатели, заряжать которые не составляет труда. Все, что нужно для этого – немного времени и обычная розетка;
- доступная стоимость.
Минусы
Их меньше, но, к сожалению, они есть:
- недостаточная мощность электрического мотора для лодки ограничена небольшими размерами двигателей. Хотя развиваемую лодками с моторами электрическими скорость малой не назовешь, она отстает от бензиновых;
- ограниченная автономность работы. Составляет она 3-5 часов;
- невозможность пополнения энергией вдали от цивилизации. Этот недостаток доставляет наибольшее неудобство для рыбаков. Использование автогенератора проблему не решает.
Конструктивные особенности
Состоит лодочный электромотор из:
- электрической схемы управления, совмещенной, как правило, с румпелем. Последний снабжен телескопической ручкой (почти всегда), чтобы удобнее было производить настройку и контролировать без усилий все режимы. Лодочные электрические моторы в основном имеют от 4 до 5 скоростей для передвижения назад и 2-3 задних, функционирующие в реверсном режиме;
- собственно двигателя, который опускается под воду. Продолжением последнего является винт, соединенный с ротором. Такая конструкция делает мотор простой конструкцией, которой не нужно большое количество передаточных деталей, подвергающихся в процессе эксплуатации износу. В данном случае может возникнуть необходимость в замене единственной детали –токосъемных щеток.
С электроникой электромотор для лодки соединяется с помощью штанги, регулируемой по глубине погружения, что дает преимущества при движении по мелководью. Есть у нее и иными достоинствами: для их изготовления применяют специальные металлы, отличающиеся гибкостью и не позволяющие приспособления при столкновении с подводными препятствиями получать значительные повреждения.
Электромоторы лодочные запускаются единоразовым нажатием тумблера, что занимает гораздо меньше времени, чем нужно для пуска топливного агрегата. Скорости переключать можно как в ручном, так и в ножном режимах. Рыбакам это важно, поскольку руки остаются свободными.
Работа электромоторов лодочных основана на функционировании реечного механизма, подсоединенного при помощи кабеля к педали, и позволяющего изменять скорость и направление движения плавсредства нажатием ноги. При этом, управлять можно, находясь в любом месте.
Некоторые компании (Minn Kota, например) пошли еще дальше, снабдив лодочный мотор беспроводным пультом управления.
Установка электромотора на лодку: одна нога хорошо, а две – лучше!
Сегодня на рынке представлен широкий выбор электромоторного оборудования. Здесь и заслуженные марки (Watersnake, MotorGuide, Minn Kota), и десант китайских производителей. Впрочем, независимо от бренда после покупки электромотора придется столкнуться с необходимостью его установки на лодку.
Модели в классическом варианте, с телескопическим румпелем, устанавливаются на транце вместо маршевого двигателя. Подобное исполнение популярно, в основном, среди владельцев небольших ПВХ-лодок, которые предпочитают ходить по тихим речкам и малым озерам либо по заповедникам, где запрещено использование ДВС. Разумеется, рассчитывать на высокие скорости и длительное время работы не следует. Максимум, чего удастся достичь – 5-10 км/ч при паре-тройке часов хода. Конечно, многое зависит от тягового аккумулятора, однако нужно понимать, что при увеличении емкости сообразно возрастает и вес АКБ. Перетаскивать же каждый раз многокилограммовую батарею для подзарядки понравится далеко не всем.
При монтаже румпельного электромотора на ПВХ-лодку сложностей обычно не возникает – для крепления предназначена струбцина, которая затягивается в штатном месте на транце. Легкость конструкции позволяет быстро отрегулировать как правильное положение электродвигателя на корме, так и оптимальный дифферент. Так что здесь, в отличие от установки обычного мотора на лодку [ссылка на статью], понадобится минимум времени и сил.
Другое дело – использование электромотора в качестве компаньона для основного двигателя. В этом случае он устанавливается на нос лодки как дополнительное оборудование и выполняет совсем иную функцию. Точнее, функций у него теперь – целая россыпь: и GPS-якорь, и троллинг, и автошвартовка, и сонар, и компас…
В моделях, размещающихся на носу лодки, применяется управление другого типа – педальное, брелочное (пульт ДУ) или консольное (при соответствующем подключении к приборной панели). Нет румпеля – нет транцевого крепления, и, в целом, установка существенно отличается от стандартной процедуры, требуя иной уровень подготовки при значительно бόльших усилиях.
Хотя сам электромотор снимается и ставится за считанные секунды, сначала следует подготовить для него штатное место. В комплекте к моторам с носовым креплением идет металлическая платформа, которую необходимо правильно спозиционировать на переднем треугольнике лодки и очень прочно прикрутить. И уже только после этого в заготовленную базу вставляется ответная часть со стороны самого двигателя.
Зато есть хорошая новость: раз и навсегда решается вопрос с тяговым аккумулятором. Он (хотя чаще их бывает сразу 2-3) стационарно подсоединяется к электромотору и постоянно заряжается от ДВС.
***
Видео по теме
- Работа электронного якоря MotorGuide Xi5 на лодке «Волжанка 49»
- Все об электромоторе. Обзор и правила пользования на лодке
- Настройка Lowrance HDS и носового электромотора MotorGuide
- Калибровка электромотора MotorGuide
***
Вообще, электрика – тема отдельного разговора. Можно, конечно, напрямую накинуть клеммы на АКБ и отправиться в путь. Однако для профессиональных спортсменов да и простых (но аккуратных) рыболовов-любителей крайне важно, чтобы под ногами ничего не путалось, а все кабели и соединения были максимально защищены от воздействия внешней среды. Добиться эстетики в ПВХ-лодке довольно сложно, а вот в алюминиевой более чем реально: скрытая проводка, влагозащищенные розетки для питания электромотора, сухие рундуки – эти и другие хитрости заметно повышают комфорт и безопасность навигации. Только доверить их реализацию лучше опытным мастерам, чтобы не насверлить лишних дыр и не обнаружить однажды аккумуляторы в воде по самые клеммы.
Отдельной главой идут работы по сопряжению электромотора с картплоттером [ссылка на статью] по шине NMEA 2000, что дает массу преимуществ искушенным рыболовам. Во-первых, в такой компоновке носовым мотором можно управлять, не отходя от водительской консоли. Во-вторых, как и в случае с маршевым двигателем, на экран будет поступать дополнительная полезная информация от встроенных датчиков (текущая скорость, положение на карте, контрольные точки, температура воды и пр.). В-третьих, при наличии интегрированного трансдьюсера электромотор используется еще и в качестве эхолота, помогающего обойти мель и на порядок увеличивающего шансы отыскать хорошее рыбное место.
Не забудем и о дополнительных аксессуарах – например, автоматическом подъемнике или кронштейне-держателе, который позволяет не растрясти «мозги» электромотора во время быстрого передвижения по воде, надежно фиксируя его голову в горизонтальном положении на одном из бортов.
Многие клиенты уже убедились в профессионализме Прокатись.ру, авторизованного и сертифицированного дилера Watersnake, MotorGuide и Minn Kota, а также Honda, Suzuki, Mercury, Yamaha и др. Наши сотрудники точно знают, как довести до ума любую лодку и сделать из нее модель вашей мечты. Причем в кратчайшие сроки, за вполне адекватную стоимость и, что наиболее ценно, с соблюдением всех предписаний производителей и культуры монтажа.
Сервисный центр Прокатись.ру ждет ваших заявок. У нас еще много интересных идей!
Поделиться новостью:
Как выбрать лодочный электромотор
Прежде, чем купить мотор для лодки, важно определиться с тем, в каких условиях она будет использоваться.
Важным критерием выбора является мощность, зависит которая от размеров лодки и грузоподъемности, т.е. она возрастет, если увеличивается вес лодки.
Скорость почти у всех моделей одинакова и составляет 5-7 км/ч. Но переключение передач разное: плавное позволяет выбрать точнее скорость. Однако его схема более сложная, значит, и менее надежная в сравнении с переключением дискретным.
Обратить внимание рекомендуется еще на один показатель – массу лодочного мотора электрического, которая важна при транспортировке. Популярные модели имеют массу 5-12 кг.
Ниже приводится ТОП-5 наиболее популярных моделей.
Рекомендации по выбору
Все лодочные электромоторы можно условно разделить на несколько категорий, исходя из их стоимости:
- недорогие – в пределах 10 тыс. рублей с мощностью до 0,5 л. с. В основном используются в качестве дополнительных к основному средству перемещения. Редко оснащаются вспомогательными узлами для обеспечения более комфортных условий рыбалки;
- средний ценовой сегмент – до 50 тыс. рублей и 0,8 л. с. В этих пределах представлено наибольшее количество различных видов и марок моторов с функцией плавного переключения скоростей;
- модели премиум класса – от 50 тыс. рублей, до 3 л. с. Отличаются высокими показателями в плане технической оснащенности, качества сборки и комплектующих, а также долговечностью и максимальной мощностью.
Подбор мотора следует осуществлять, исходя из размера лодки и её грузоподъемности. Так, для плавсредства длиной до 3-х метров и общим весом до 500 кг рекомендуются двигатели мощностью до 0,4 л. с. Соответственно, до 4-х м и 850 кг – 0,6 л. с., от 4-х м и 1000 кг – от 0,8 л. с. и более.
Вычисление мощности электромотора производится в соответствии с максимально планируемой общей массой. Для этого существует несложная формула: вес (включая людей, груз, саму лодку) делим на коэффициент. При небольшой килеватости (до 8-10 градусов) коэффициент равен 25 и, соответственно, 30 при высокой (10 и более градусов).
АКБ. Стоит обратить внимание на общее время работы двигателя, за этот параметр отвечает аккумулятор:
- батарея емкостью до 75 А/ч позволяет пройти около 12 километров, используя 5 передачу, либо 22 километра на 1-й передаче.
- батарея емкостью до 100 А/ч – 26 км на 1-й передаче. АКБ свыше 100 А/ч не рассматриваются в силу большой массы и необходимости наличия специальной зарядной аппаратуры.
Бренды: сравнение производителей
Большая часть продукции, представленная на рынке, произведена такими фирмами, как: Minn Kota, MotorGuide Mercury, Yamaha, Hasving, Flower.
Товары от Minn Kota
Универсальные по конструктивному исполнению, что позволяет использование не только в пресных, но также и в соленых акваториях. Различные варианты установки: на транец, в носовую часть судна. Среди профессионалов определенной популярностью пользуются такие модели, как Ulterra и Terrova.
Внешняя эстетика, качественная сборка, крепкие материалы, долговечность, широкий диапазон цен и мощностей вполне заслуженно оценены обладателями товаров данной фирмы.
Товары от Watersnake
Также неплохой производитель, судя по отзывам. Имеется множество малоразмерных вариантов и моделей с жестким корпусом. Ассортимент приятно удивляет своей ценовой гибкостью. Большое количество покупателей по достоинству оценили высококачественные товары австралийского производителя.
Качественное обслуживание по условиям гарантии, несомненно, является дополнительным плюсом.
ТОП-5: Moratti Buddy 34
Вес электромотора для лодки ПВХ лежит в пределах 300-1200 кг. Мощность его 0,52 лошадиных силы. Он идеально ведет себя на мелководье благодаря двум лопастям и винту, на который не наматываются водоросли.
Рассчитан он на 5 передач передних и 2 задние, позволяющих разворачиваться быстро и в нужном режиме заниматься троллингом.
Опасаться, что заряд батареи, приобретаемой отдельно, закончится в центре водоема не стоит, потому что, этого не допустит встроенный индикатор зарядки. Фиксируют лодочный мотор надежно с помощью кронштейна на транце лодки ПВХ и закручиваемых до нужной позиции винтами.
Работает двигатель практически бесшумно, поэтому рыбу не распугает и можно надеяться на хороший улов.
Удобное управление обеспечивает телескопическая конструкция рампеля, способного приниматься наклонное положение.
Технические параметры
- Потребляемый ток (максимальный) – 0,52 л.с.;
- Батарея – 12В (не входит в комплектацию);
- Румпель выдвижной для управления регулируется по вертикали — +/- 30;
- Величина ноги -78,7 см;
- Длина лодки ПВХ – 400 см;
- Скоростей – 7 (2 задние, 5 передних);
- Подъем двигателя – ручной;
- Масса – 8 кг;
- Вода – морская;
- Размеры с упаковкой – 1120х560х185 мм.
Купить
Предложения | рубли |
9600 |
Конструкция электромотора
Лодочный электромотор представляет собой устройство, выполняющее роль тяговой силы, приводящей плавучее средство в движение. Типичный электромотор состоит из следующих элементов:
- двигатель, с прикреплённым к нему винтом, за счёт вращения которого лодка приходит в движение;
- аккумулятор, с помощью которого функционирует двигатель;
- система управления оборотами. Таким устройством оборудованы многие современные модели лодочных электромоторов. Система управления оборотами способствует плавному способу переключения передач, убирая рывки при запуске двигателя;
- штанга (дейдвуд), к которой прикрепляется двигатель. Она изготавливается из специального гибкого материала, помогающего избежать сильного её повреждения при встрече устройства с возможными препятствиями под водой. Дейдвуд имеет систему регулировки, поэтому двигатель можно перемещать вверх и вниз с его помощью. Такая особенность устройства штанги помогает перемещать моторную лодку в условиях мелководья;
- струбцины — специальные устройства, прикрепляющие мотор к транцу лодки;
- румпель — подвижный элемент, задающий направление движению лодки;
- панель управления. С её помощью можно включить нужный уровень оборотов, или поменять направление, задав движение вперёд или назад.
В отличие от шумного бензинового двигателя, электромотор практически не издаёт громких звуков и не загрязняет водоём вредными веществами. Такое устройство позволяет умело маневрировать в труднодоступных местах, на мелководье и в крупных глубоких озёрах и реках, не нанося ущерба экосистеме водоёма.
Электромотором можно оснастить небольшую деревянную, надувную резиновую лодку и лодку из ПВХ для перемещения по озёрам и рекам для рыбалки или прогулки. Можно установить мотор и на большие лодки или катера в качестве дополнительного средства.
ТОП-4: Haswing Osapian 30lbs
Основные параметры
- Тип – электро;
- Мощность – 0,42 л.с.;
- Наибольшие оборот -1200 в минуту;
- Дейдвуд длиной-770 мм;
- Тяга – 13,4 кг;
- Управление – румпель;
- Вес лодки и мотора -250 и 6,8 кг;
- Длина – 420 см;
- Скоростей -8 (передних 5, задних – 3);
- Ток потребляемый -26А;
- Подъем мотора с регулируемым углом наклона – ручной;
- Лопастей – 2;
- Номинальный ток и напряжение -26А и 12В;
- Длина штанги max-770мм;
- Грузоподъемность максимальная -250 кг;
- Габариты собранного мотора -164х375х1085;
- Вес -7 кг.
- Вода – соленая и пресная.
Обзор
Купить китайский лодочный электромотор для пресных водоемов, устанавливаемый на большую часть лодок ПВХ, рекомендуется тем, кто занимается троллингом и нуждается в компактном, бесшумном и легком вспомогательном моторе лодочном.
Тяга, развиваемая моделью, рассчитанной на транцевое крепление, достигает 13,4 кг. Винт у него пластиковый двухполосной.
Комплектация
Помимо мотора лодочного, в комплект вошли винт и инструкция.А также необычайно популярным лодочным электромотором Osapian комплектуются нержавеющие и композитные катера, длиной до 4 метров. Его считают конструкцией, удачно сочетающей качество, стоимость и технические возможности.
Для отслеживания заряда батареи предусмотрен индикатор на светодиодах, удобство при транспортировке обеспечивается за счет съемного киля и невысокого веса -6,8 кг.
Тяга достигает 0,42 «лошадок», дейдвуд регулируемый, как и винт, опускаемый на нужную глубину.
Румпель с возможностью регулировки высоты в длину составляет 350 мм. Для удобного управления он еще способен наклоняться в интервале 0 — 110 градусов. Руки четко фиксируются благодаря прорезиненной рукоятке.
В относительно недорогом м лодочном электромоторе с отличной репутацией использованы высококачественные материалы и передовые технологии, благодаря чему его качественные и эксплуатационные характеристики заслуживают высокой оценки. Каждый мотор лодочный проходит предпродажную проверку и стендовые испытания.
Двигатели лодочные с небольшим весом и совершенными параметрами техническими – самые популярные в водомоторной технике и пригодны к использованию там, где обычные не могут использоваться – в запретных водоемах, среди обилия водорослей и на мелководье. Незаменимы они для троллинга.
Несмотря на модернизацию лодочного электромотора, управлять ими по-прежнему просто благодаря регулировке винта по заглублению, изменению наклона струбцины транцевой и высоты дейдвуда, настраиваемой произвольно.
Интернет-магазины | Цена в рублях |
10220 | |
12300 | |
10000 |
Скорость корректируется легко, ход плавный и постоянный. С ними появилась возможность не загрязнять окружающую среду, не распугивать рыбу и получать максимум удовольствия.
Общие сведения и применение
Лодочный электромотор – прибор, преобразующий электрическую энергию аккумуляторной батареи (АКБ) в механическую для движения лодки по воде.
Принцип действия заключается в передаче энергии, подаваемой с АКБ, во вращение гребного винта путём взаимодействия проводника в магнитном поле. На обмотку статор подаётся электроток и создаётся магнитное поле, приводящее ротор, соединённый с винтом, в движение. Лопасти начинают вращаться, и плавательное средство движется.
Обычно в электромоторе поддерживается несколько режимов работы в зависимости от сложности, стоимости и производителя. Как правило, выпускаются с четырьмя-пятью передними передачами и двумя-тремя реверсивными.
Наиболее оправданным считается применение таких двигателей в следующих ситуациях и местах:
- Троллинг хищников и рыбалка на спиннинг – небольшая скорость с отличной манёвренностью обеспечивают облов тех участков, куда с агрегатом на бензине лучше не соваться.
- Бесшумность подхода к укромным местам – возможная добыча не пугается и остаются в местах лова.
- В маленьких водоёмах, где не нужно перемещаться на большие расстояния.
- Подруливание и манёвренность на мелководье.
- Перемещения на заросшим участкам водоёма
- В других ситуациях, когда скорость перемещения не имеет большого значения.
Как правило, мощности электромотора не хватает для борьбы с хорошим встречным течением, да и ресурс аккумуляторной батареи быстро исчерпывается. Поэтому рекомендуется использовать такие устройства при первоначальном подъёме против течения с расчётом возвращения сплавом. Кроме того, частенько коррективы вносит внезапная смена погоды, когда добраться на слабом движке до берега будет весьма сложно.
Иногда их используют как запасные агрегаты. После прибытия к месту рыбалки на мощном бензиновом моторе после переключения на электродвигатель приступают к троллингу или ловле на спиннинг.
ТОП-3: Intex 68631
Технические показатели
- Мощность мотора-0,45 л.с.;
- Дейдвуд длиной 914 мм;
- Управление –румпельное;
- Тяга -13,6 кг;
- Масса ПВХ лодки -600 кг;
- Ток потребления максимальный -21А;
- Скоростей – 8 (назад -3, вперед – 5);
- Подъем двигателя- ручной;
- Заглубление винта, регулировка наклона, телескопический румпель –есть;
- Лопастей- 2;
- Масса -6,22 кг.
Дополнительно предусмотрен режим очистки от водорослей винта.
Онлайн магазины | рубли |
13800 |
Особенности
Заядлым рыбакам он не может не понравится, т.е. отличается достаточно большой скоростью (их 8). Использоваться может как в пресной воде, так и в соленой. Установка занимает считанные минуты, а ход совершенно бесшумный.
Благодаря встроенному индикатору заряда, мотор лодочный не подведет владельца, не оставит его вдали от берега.
Тяга электромотора
Тяга — еще одна часто используемая характеристика электромоторов для лодок. Она измеряется в фунтах или ньютонах (lbs) и характеризует силу, возникающую при вращении винта. Тяга определяется в ходе испытаний, во время которых лодка соединена с пирсом, а ее двигатель работает на полную мощность. Испытания проводятся в спокойной воде, в безветренную погоду, на достаточной глубине и расстоянии от берега.
Тягу используют при выборе электромотора для лодки определенного размера и веса. Если предполагаемые условия эксплуатации лодки отличаются от тестовых, то выбирают мотор с большей тягой.
Тяга и мощность связаны следующим образом. Во время вращения лодочного винта возникает сила, которая заставляет лодку двигаться и преодолевать сопротивление воды и ветра. Перемещая лодку сила совершает работу. Мощность, которую необходимо подводить к винту для выполнения этой работы равна сопротивлению воды, умноженному на скорость лодки.
N = R*v
Так как из-за неэффективности системы часть энергии теряется, мощность, затрачиваемая на движение судна, меньше потребляемой двигателем.
Тяга, указываемая производителем электромотора для лодки — это максимальная тяга, которую он развивает.
ТОП-2: HDX 32L
Показатели технические
- Мощность – 380 Вт;
- Размер дайдвуда-75 см;
- Румпельное управление;
- Тяга -14,5 кг;
- Масса и длина лодки – до 650 кг и 450 см;
- Подъем — вручную;
- Число лопастей – 2;
- Передач – 8 (5 вперед. 3 назад);
- Масса – 5,5 кг;
- Запуск и подъем — ручные;
- Длина в мм -710;
- Число передаточное – 2,0.
Описание
Модель предназначена для использования в пресной воде. Она заслужила популярностью благодаря ряду уникальных особенностей, выгодно ее отличающих от многочисленных аналогов. У нее 8 скоростей и румпельная система управления, вес всего 5,5 кг, десять положений трим-угла, универсальная установка и снятие.
При этом мощность максимальная достигает 0,49 лошадиных сил.
Электрический мотор лодочный работает бесшумно, что позволяет не распугивать рыбу. Конструкция легкая и прочная, отличающаяся во всех режимах тяговитостью.
магазины | рубли |
10500 | |
10600 | |
11000 | |
10600 |
Двигатели электрические лодочные отличаются улучшенными весогабаритными параметрами, что возможно стало благодаря применяемым инновационным материалам. Облегчает работу с популярной моделью индикация заряда на светодиодах.
Отзыв
Экономный, легкий и тихий лодочный двигатель отлично тянет на озерах 2-3 рыбаков. Чуть хуже себя ведет на плавнях и быстрине.
Mikheev Pavel
ТОП-1: WATERSNAKE Asp T18-FW
Обзор
Первое место в ТОП-5 занимает мотор электрический лодочный, выпускаемый австрийской компанией Jarvis Walker. Вес его — 2,5 кг, что незаменимым его делает на маленьких водоемчиках. Устанавливают его на каноэ, лодки надувные и пластиковые длиной до 2,8 метра.
У компактной модели две скорости для движения вперед и столько же — задних.
Мотор лодочный в рабочем положении фиксируется защелкой. Дейдвуд не регулируется по углу наклона, а румпель небольшого размера спрятан в «голове» корпуса, снижая еще более транспортировочный размер мотора.
Используется для пресной воды. Он станет для рыбаков, «промышляющих» на небольших водоемах отличным выбором, несмотря на отсутствие подсветки румпеля и индикации заряда.
Показатели технические
- Мощность – 0,26 л.с.;
- Дейдвуд длиной – 600 мм;
- Питание -12/15 В/А;
- Передач — 4 (по две назад и вперед);
- Масса – 2,5 кг;
- Лопастей – 2;
- Тяга-18;
- Длина плавсредства максимальная — 2800 см.
Купить | Цена в рублях |
5517 | |
5340 |
Все производители, перечисленные выше, имеют широкую линейку лодочных моделей, поэтому каждый подобрать может согласно своим предпочтениям и возможностям.