Рулевое управление на лодку позволяет регулировать движение плавсредства автоматизированно. Устройство фиксируется на корпусе судна и включает штурвал, стойку, редуктор, переключатели скорости. Изделия производятся из металла, пластика, влагостойкой фанеры, различаются размерами и конструктивными решениями. При подборе модели необходимо учитывать назначение судна, длительность поездок.
Какую рулевую консоль для лодки ПВХ купить?
Приспособление, которое выполняет функцию для изменения направления движения маломерного судна (лодки), а так же катеров дистанционно ─ рулевая консоль. На ней есть возможность установки приборов контроля, необходимые для управления работой двигателя.
Все нужное оборудование крепится на оригинальном шасси, к нему подводятся все системы управления мотором. Здесь могут располагаться: вольтметр и тахометр, а также триметр (прибор показывающий величину наклона подвесного мотора). Владельцы размещают на ней навигатор и эхолот. Существуют разные вариации дистанционного управления, которые подбираются по конструкционным особенностям маломерных судов из ПВХ.
Выбирая нужный вариант, рекомендуется обратить внимание на следующие вопросы, это:
1. Вариант применения судна:
- рыболовство и охота;
- долговременные путешествия или водный отдых.
2. Как часто владельцем используется плавательное средство и какая протяженность маршрутов.
Перед покупкой надо изучить всю информацию о предлагаемых консолях, а именно:
- их виды, в чем отличие и преимущества;
- какой материал применяется в ее изготовлении;
- параметры рулевого изделия, его размеры.
Полезность «дистанционки» для лодок ПВХ уже доказано, она не занимает лишнего места, как думают многие начинающие судоводители. Топливный бак и аккумулятор это необходимые вещи, а их можно разместить в кокпите под консолью.
На нее можно навесить дополнительные бардачки для нужных вещей, есть и быстро снимающиеся варианты дистанционного управления.
Обычная рулевая консоль
Обычное дистанционное управление для судов из ПВХ предусматривает устройства, это:
- удлинители румпеля;
- редуктор штурвала;
- рулевые тросики;
- реверсной машинки с газом.
Установку управления движением дистанционно владелец плавательного средства делает после приведения его в рабочий режим, непосредственно перед спуском на воду.
В обычное дистанционное управление входит:
- Мотор лодки (ПЛМ), который может работать дистанционно.
- Система управления движением, а именно:
- консоль рулевая (широкая или узкая), с наличием мест крепления штурвала и машинки реверса хода с газом;
- редуктор, он имеет много видов исполнений, подбирается под конкретную модель мотора и штурвала;
- штурвал;
- трос, который измеряется в футах;
- тяга;
- кронштейн для крепления тяги.
В механическом варианте дистанционного управления судном, основным элементом является рулевой редуктор, который преобразовывает круговые движения штурвала в поступательные усилия рулевого троса.
Редукторы делятся на два вида, это:
- для подвесных моторов до 55 лошадиных сил, у которых одинарная передача;
- для моторов от 60 лошадиных сил и выше, они изготавливаются планетарного вида.
Обычно панель дистанционного управления изготавливается из водостойкой фанеры или стеклопластика, а также из нержавейки (трубный вариант). Реже можно увидеть модели из других материалов.
Мини консоль для лодки ПВХ
Консоль мини отличается от обычной панели дистанционного управления, своими размерами, ее хорошо устанавливать на плавательные средства с небольшими габаритами.
Преимущества рулевой «мини», это:
- предусматривается установка на любой вид и размер судов из ПВХ;
- легкость в установке, вес управляющей движением конструкции;
- ставится конструкция на баллон лодки при помощи специальных переходников (наклеиваемые рымы), которые поставляются в комплекте с мини консолью;
- есть возможность установить дополнительно 2-3 прибора (навигатор, эхолот, вольтметр или тахометр).
Мини консоль использует в управлении стандартные редукторы, это:
- редуктор G08, T67;
- редуктор T-71FC, и другие аналогичные редуктора.
Мини панель дистанционного управления выпускается и с левосторонним применением машинки реверса и газа. Размеры «мини»: 750*920*720* миллиметров (длина, ширина, высота). Изготавливают изделие: стеклопластик, цвета: белый, серый. Весит консоль мини около 4 килограмм, стоимость от 7 тысяч рублей до 12 тысяч рублей.
Дополнительно рекомендуется ставить рейлинг, это помогает уберечь конструкцию от повреждений в процессе качки на воде, так как инстинктивно судоводитель берется руками за выступающий предмет. На него можно повесить фары и другое дополнительное оборудование на усмотрение судоводителя.
Съемная рулевая консоль для лодки ПВХ
Съемная консоль мини для лодки ПВХ может устанавливаться как на левый баллон судна из ПВХ, так и на правый баллон, но чаще судоводители ставят правостороннюю модель изделия. Габариты съемной модели, это: 510*530*510 миллиметров (длина, ширина, высота), весом до 3 килограмм. Установка и снятие ее занимает несколько минут.
Съемная консоль из стеклопластика имеет характеристики:
- вес до 3 килограмм, легкость монтажа, компактность в транспортировке, нет увеличения расхода топлива из-за веса;
- рекомендуется для установки на маломерных плавательных надувных средствах, занимает мало места в кокпите;
- хорошо держит механические воздействия, не играет в процессе движения.
Съемная модель дистанционного управления ставится при помощи клееных переходников и пластикового пятака для упора в пол. Она изготавливается с округленными формами, что снижает риск травматизма судоводителя и проколов покрытия плавательного средства.
3.Подобрать, купить и подключить рулевоге управление на лодку.
Обратите внимание! Перед покупкой рулевого троса ОБЯЗАТЕЛЬНО рассчитайте его длину, изучите классификацию рулевых тросов и проверьте совместимость троса с рулевым редуктором! Перед покупкой рулевого редуктора изучите их характеристики — под какой трос предназначен, количество оборотов для полной перекладки руля, длина вала, размеры.
Полный состав комплекта рулевого управления на лодку или катер:
— рулевой трос в количестве 1 шт.
— рулевая тяга в количестве 1 шт.
— рулевая тяга для двух моторов в количестве 1 шт. (если планируется подключение двух ПЛМ или дополнительного подвесника)
— транцевая опора рулевого троса в количестве 1 шт. (если нет специальной трубы для подключения троса)
Последовательность сборки и подключения рулевого управления.
В сборке и подключении рулевого ДУ нет ничего сложного, с этим справится даже школьник: — заводим трос в рулевой редуктор (НЕ ЗАБЫВАЕМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ЕГО СМАЗАТЬ!) — слегка накидываем рулевое колесо на вал редуктора и протаскиваем трос внутри редуктора поворотом руля (РУЛЬ НЕ ПРИКРУЧИВАЕМ!) — крепим рубашку троса за редуктор — устанавливаем специальную пластину из комплекта крепежа для рулевого редуктора на консоль — снимаем руль с рулевого редуктора, крепим редуктор к пластине и прокладываем трос в лодке — накинув руль на редуктор вращаем его и добиваемся того, чтобы шток рулевого троса вылез ровно наполовину своего хода (РУЛЬ НЕ ПРИКРУЧИВАЕМ!) — проверяем центровку руля (если руль по центру пропускаем следующий шаг)
Центровка руля . скоро будет руководство.
— заводим шток троса в трубу или транцевую опору и крепим рубашку гайкой — цепляемся за мотор (если применяется рулевая тяга, то регулируем ее длину не сдвигая шток рулевого троса с ранее установленного положения) — вращая руль влево-вправо проверям, что МОТОР ВРАЩАЕТСЯ В НУЖНУЮ СТОРОНУ! Если при повороте руля влево мотор поворачивается наоборот вправо, значит рулевой трос заведён в редуктор неправильно! Вытаскиваем трос из рулевого редуктора и заводим его в соседнее отверстие. После чего опять проверяем правильность вращения мотора. — если всё сделано правильно, то снимаем руль с редуктора, крепим к консоли декоративную накладку, надев ее на вал редуктора — одеваем руль на вал редуктора и ТОЛЬКО В САМОМ КОНЦЕ НАДЕЖНО ПРИКРУЧИВАЕМ РУЛЬ ГАЙКОЙ!
Рулевое управление подобрано, установлено и подключено! Осталось занять удобные места и наслаждаться проделанной работой!
Примеры выполненных работ.
Топ 7 лучших консолей рулевого управления
В продаже есть много вариантов рулевых систем дистанционного управления ПЛМ, вот несколько лучших вариантов для судна ПВХ с разными видами крепления, это:
Консоль палубная, узкая.
Стоимость до 18 тысяч рублей.
Характеристики:
- реализуется белого или серого цвета;
- изготавливается из стеклопластика;
- габаритные размеры, 80*50*115 сантиметров (длина, ширина, высота).
Рулевая консоль с палубным креплением и стеклом, широкая.
Стоимость изделия 18 тысяч 900 рублей.
Характеристика продукции:
- цветовая гамма – белая, серая;
- изготавливается из стеклопластика;
- защитное стекло и защитный поручень;
- габаритные параметры: 90*60*110 сантиметров (длина, ширина, высота).
Рулевая стойка из нержавейки, «Компакт».
Стоимость 9 тысяч 900 рублей. Стойка изготовлена из трубного материала диаметром 25 миллиметров. Центральная панель ее адаптирована под установку редуктора типа: Т85 или G12, а также G10 или Т67. Машинка реверс-газ устанавливается на монтажную панель с правой стороны. Имеется в комплекте хомутовые крепления.
Малая рулевая стойка (крепление на два баллона)
Стоимостью 8 тысяч 900 рублей. Устанавливается на лодки ПВХ, она сделана из нержавейки. Крепление осуществляется при помощи рымов с наклейкой, поставляется комплектно и клей. Рулевая стойка адаптирована под любой рулевой редуктор и установки контроллера реверс-газ. В комплекте есть инструкция установки изделия.
Рулевая стойка из нержавейки с креплением на баллон лодки.
Стоимость 5 тысяч 950 рублей. Популярна консоль, так как такой вид крепления наиболее предпочтительней для судоводителей, экономится место в лодке. Стойка предназначена для крепления на ней редуктора управления и контролера реверса-газа. Комплектно с изделием поставляются крепления к лодке.
Консоль рулевая мини
Стоимость изделия 11 тысяч 450 рублей.
Характеристика:
- цвет белый или серый;
- материал – стеклопластик;
Крепление на левый или правый баллон лодки диаметром до 55 сантиметров, крепление поставляется в комплекте;
- консоль адаптирована под штурвал, редуктор и контролер реверса-газа, они приобретаются отдельно;
- параметры изделия: 530*540*470миллиметров (длина, ширина, высота), весом до 2,5 килограмма.
Пластиковая рулевая консоль с сиденьем
Установка правосторонняя, размеры консоли 50-59*59-65*48-56 сантиметров, высота поставляемого сиденья: 44-48 сантиметров. Вес изделия до 65 килограмм, стоимость консоли 55 тысяч рублей.
Приобретая стандартные модели рулевых конструкций в магазине, проверяйте комплектацию. Многие изделия должны поставляться с инструкцией по установке.
Виды рулевого управления на маломерных суднах
На сегодняшний день рулевые устройства для водного транспорта классифицируют по принципу действия и конструкционным особенностям. Для начала предлагаем изучить нюансы работы устройств различного типа, а затем уже ознакомиться с возможными вариациями конструкций.
Механическое устройство
Установка на лодку рулевого редуктора механического типа наиболее проста и доступна по стоимости для владельцев малогабаритных суден. По своей конструкции механическая дистанция на лодочный мотор состоит из следующих узлов:
- Механический редуктор – различают 2 типа, используемые на ПЛМ мощностью до 55 л.с. и на ПЛМ с мощностью 55 – 150 л.с. Если на судне установлен более мощный двигатель, вместо механического устройства рекомендуют использовать гидравлику.
- Рулевой трос – металлический шнур с защитной пластиковой оболочкой. Длина зависит от габаритных параметров судна, а марка вновь определяется по мощности ПЛМ. Двигатели до 55 л.с. комплектуются тросами М58, а более мощные приборы снабжают тросами М66.
- Рулевые тяги – полностью соответствуют силе установленного мотора.
- Штурвал – собственно, сам рычаг управления, который крепится на рулевой редуктор. Особых требований к этой детали не выдвигается, и ключевыми параметрами считаются лишь габариты судна и предпочтения пользователя.
Дистанционное управление на лодку ПВХ механического типа действует по следующему принципу. Поворот руля в сторону приводит в движение шестерню редуктора, на которую намотан трос, проложенный вдоль борта судна. Этот трос с помощью рулевых рычагов прикреплен к двигателю, которому и передается импульс. Также конструкция предусматривает ряд тросов меньшего диаметра, посредством которых переключаются передачи, регулируются обороты и угол наклона двигателя.
Возможно будет интересно: Кресла для лодки ПВХ — разновидности, как выбрать и можно ли сделать самостоятельно
Механические рулевые стойки для ПВХ лодок привлекательны невысокой стоимостью (до 10 тысяч рублей) и легкостью установки. Но вместе с тем, по сравнению с другими типами такая установка больше подвержена износу и требует более тщательного ухода.
Гидравлическая рулевая система
Гидравлика, как правило, устанавливается на судах с моторами мощностью в 150 и более лошадиных сил. Например, это могут быть мини-яхты и крупные стеклопластиковые или алюминиевые катера. При этом конструкция гидравлической системы включает в себя следующие элементы:
- Помпа рулевого привода (масляный нос);
- Гидроцилиндр;
- Гидравлические шланги;
- Рулевое колесо.
Принцип работы такого устройства, в отличии от механики, более сложный. Рулевое колесо закрепляется на валу помпы, и при вращении штурвала помпа посылает сдавленное масло в полости гидроцилиндра, который с помощью шлангов крепится на ПЛМ. Гидроцилиндр разделен на 2 полости, и при вращении руля давление в одном из отсеков повышается, отчего поршень направляет усилие в сторону двигателя или поворотной колонки.
Важным условием надежной работы гидравлики является качественное масло, не подверженное сжатию и вызывающее минимальное трение. Эти параметры важны для исключения люфта, мешающего качеству передачи сигнала. Кстати, высокая точность сигнала способствует тому, что рулевая машинка лодочного мотора чутко реагирует на малейшее усилие. Этот момент вкупе с надежной работой и ценят пользователи гидравлики. Минус такой конструкции лишь в цене, которая в среднем составляет порядка 30 тысяч рублей.
Электронное дистанционное управление на лодку
По своей сути электроника – это не отдельный тип управления, а скорее опция к гидравлике и механике. Установка электрооборудования просто помогает достичь ряда преимуществ, а именно:
- Отказ от использования тросов и, как следствие, повышение удобства и безопасности рулевой системы;
- Исключение установки тросов на переключатель передач;
- Возможность единого контроля нескольких спаренных двигателей.
В общем, электроника способствует большему комфорту и удобству управления, но и стоит такое дополнение не мало. В среднем, чтобы купить комплект рулевого управления на лодку с электрооборудованием и провести монтаж системы с помощью специалистов, потребуется порядка 100-120 тысяч рублей. Поэтому на малогабаритных лодках и катерах подобная система почти не встречается. Вообще, в подавляющем большинстве случаев руль для лодки ПВХ имеет механический тип управления, поэтому именно о нем далее подробно и поговорим.
Установка рулевой консоли для лодки ПВХ
Установка конструкции дистанционного управления движением судна не составляет труда, но некоторые моменты необходимо прояснить, это:
- желательно устанавливать ее на середине лодки (берется длина плавательного средства, и делим пополам), это размещение уравновешивает реактивную силу гребного винта;
- всегда при установке учитывайте мощность ПЛМ;
- применяйте редуктор к двигателю соответствующей мощности: Т67 для мотора 60 лошадиных сил;
- для этой пары рекомендуется трос Т-09 ил М58;
- в этом случае диаметр штурвала не должен быть больше 400 миллиметров.
Если подвесной мотор в диапазоне 60-110 «лошадей», специалисты рекомендуют применить редуктор Т71. Он не нуждается в специфической наладке, изготовлен из сплава алюминия и дюраля, прочный к механическим воздействиям.
Редуктор Т85 устанавливается на рулевой конструкции, мотор которых до 160 «лошадей», параметры:
- ход 220 миллиметров;
- штурвал делает три оборота до блокировки;
- передает усилие до 350 килограмм;
- допустимый min. изгиб троса 200 миллиметров, трос М66.
Рулевая консоль для лодки своими руками
Причиной самостоятельного изготовления рулевой конструкции служит не соответствие между желаемой функциональностью и комфортностью с продаваемой комплектацией изделий. Когда предлагают плав. средство из ПВХ укомплектованную по вашим требованиям, ее стоимость превышает начальную раза в два.
Конструкцию для управления движением можно делать самому, на нее крепиться будут следующие элементы, это:
- колесо управления (руль);
- приборы – тахометр, вольтметр, эхолот;
- можно расположить на ней сигнальные огни, прожектор поворотный, звуковой сигнал.
Выбираем ширину изделия 45 сантиметров, в ее основании будет стоять аккумулятор. Ноги судоводителя помещаются по задуманной комфортности внутрь конструкции, поэтому все края должны быть округлыми. Материал для изготовления «дистанционки» ─ водостойкая фанера толщиной 12 миллиметров.
Наши действия:
- детали конструкции выпиливаются отдельно и собираются на уголках, которые применяются в монтаже мебели;
- края нашего изделия и соединения смазываются эпоксидным клеящим составом;
- на лицевой панели делаем отверстие для редуктора;
- выводим на панель выключатели и приборы контроля работы ПЛМ, а также трос «моментальной» остановки мотора;
- проводим шлифовку конструкции, покрываем ее стеклотканью, грунтуем;
- после высыхания покрываем всю конструкцию морской краской;
- ее крепим к пайолу лодки, в нашем варианте 5 мощных шурупов.
Комплектующие элементы дистанционного управления, это:
- редуктор;
- штурвал;
- машинка реверс-газ;
- приборы контроля ПЛМ.
Элементы приобретаются заранее, и под них адаптируется консоль.
Отзывы и советы по выбору
Выбор рулевой консоли как обычно начинается с вопросов, а именно:
- в каком месте установить;
- какую модель лучше выбрать.
Наиболее популярные, это съемные конструкции, о чем говорят некоторые отзывы покупателей:
«Очень понравилась комплектация моей лодки «Адмирал» со съемной рулевой консолью. Этот вариант я заказал сразу, так как самостоятельно сделать не было возможности. Дополнительно за адаптацию консоли к лодке и ее покупку я заплатил 9 тысяч рублей. Цвет рулевой выбрали серый, под цвет лодки. Остался довольным после демонстрации установки и снятия рулевого управления. Советую, когда необходимо часто разбирать лодку». Оценка:
Андрей Первозванцев город Нижний Новгород.
«Мне многие говорили, что для бюджетного варианта «Хантер320» нет никакого дополнительного комфорта, но я с помощью «умельцев» поставил съемную рулевую систему ПЛМ, получилось довольно комфортно, и удобно, сиденья нет, использую надувной матрац». Оценка:
Владимир Иванович, город Екатеринбург.
Выбор дистанционного управления движением лодки зависит от ее габаритов, это, по мнению специалистов, один из основных факторов. Второй важный фактор, это финансовая составляющая на эстетичное преобразование лодки, сделать ее комфортней, и с большим удобством для путешествий.
Как выбрать рулевое управление для лодочного мотора
Сегодняшний рынок предлагает владельцам моторных лодок и катеров два типа рулевых систем управления:
- румпельное (ручное, прямое) управление зачастую штатно ставится на спасательные, рыбацкие и спортивные лодки, этот тип управления отлично подходит судам, чья задача – частое и сложное маневрирование.
- дистанционное управление, отличный выбор для лодок, длина которых превышает 3,5 м. Находясь у рулевого колеса, человек ведущий судно получает гораздо лучший обзор, нежели у румпеля, что добавляет системе очков в плане безопасности.
В любом случае основными критериями при выборе системы рулевого управления, являются – мощность двигателя, размер судна и расстояние от руля до транца лодки. В последнее время, на рынке наблюдается существенный перевес продаж в пользу систем, основанных на принципах дистанционного управления, о них и хочется поговорить в этой статье.