Как сказал один из классиков юмора: «Тормоза придумали трусы! А мухи… они вовсе без тормозов!».
Каждый, кто хоть раз пытался рыбачить кастинговой снастью, не понаслышке знает, что такое «борода» или «перебежка», как принято называть это неприятное явление у рыбаков-мультовиков. Как только ее не называют: борода, перебежка, мочалка, птичье гнездо и многие другие выражения, публиковать которые не позволяет высокая мораль культурного рыболова.
Как образуется перебежка
Единственная причина образования перебежек на инерционных катушках — это разница между скоростью полета приманки и скоростью вращения шпули. При всем разнообразии названий этого явления, других причин просто не существует.
Во время заброса кастинговой снастью летящая приманка и вращающаяся шпуля, соединенные шнуром или леской, взаимодействуют между собой. Если скорости примерно одинаковые, то перебежки не возникает, если в процессе заброса не происходит согласования скоростей, то красивая борода как у Деда Мороза вам обеспечена. Количество перебежек и перебежечек зависит не только от мастерства рыбака, которое приходит только с опытом, но и от того как правильно настроены тормоза в катушке.
Так повелось, что заброс приманки мультипликатором принято делить на три стадии: начальная (первая треть), стадия свободного полета (вторая треть) и стадия приводнения (третья треть — тавтология какая-то, но не мной сказано, не мне и менять название). Некоторые делят и на четыре части, но лично мне нравится больше данное деление.
Начальная стадия
При отпускании приманки в полет, инерция, набранная этой приманкой в процессе замаха, передается на предварительно освобожденную шпулю. В первой трети заброса шпуля разгоняется до максимальной скорости (равной скорости полета приманки).
Если заброс сделан неправильно, а точнее сказать, неплавно, то мы получаем перебежку. Она происходит из-за рывка, т. е. неравномерного ускорения полета приманки, а как следствие, короткого и резкого импульса, передающегося на шпулю. Обороты на шпуле в короткий промежуток времени (обычно для этого достаточно десятой доли секунды) превышают скорость полета приманки, шнур сначала разматывается, а потом наматывается в обратном направлении, вызывая моментальную остановку свободной шпули.
Такая борода чревата самыми жесткими последствиями, такими как:
- Отстрел приманки. Происходит при превышении разрывной нагрузки на шнур в короткий промежуток времени. На монофильных лесках отстрелов меньше, так как коэффициент растяжимости в них намного больше, чем в плетенках.
- «Врезание» шнура. При резкой остановке шпули, приманка продолжает тянуть за собой шнур. Если он достаточно крепок и не происходит отстрела, то верхние витки врезаются между нижними слоями. Такое стечение обстоятельств может привести к механическому повреждению шнура и, как следствие, к снижению общей прочности. При использовании монофильных материалов врезание происходит намного реже и износ лески, соответственно, намного меньше. А причиной тому является все та же растяжимость материала.
- Удар по подшипникам. Все из-за той же высокой скорости вращения и моментальной остановки шпули, летящая приманка, будь она весом хоть 3 грамма, создает компрессионный поперечный удар по подшипникам, на которых вращается шпуля. Как следствие, преждевременный износ и дорогостоящая замена. И в этом случае, при образовании бороды в начальной стадии заброса, леска дает фору плетенке. И, опять, единственная причина тому… Правильно!
Именно из-за большего коэффициента растяжимости монофила перед плетеным шнуром, учиться работать мультипликаторной снастью рекомендуют именно с леской. Она и дешевле, и прощает первые ошибки начинающего мультовика. Да и не жалко ее практически.
Стадия свободного полета
Слово «треть», на мой взгляд, не совсем подходит ни к этой стадии заброса, ни к условному делению всего процесса. Просто потому, что стадия свободного полета составляет от 50 до 70 процентов, если взять расстояние от начала полета приманки до приводнения за 100%.
На этом этапе возникновение перебежек минимально, потому что скорость вращения шпули и скорость полета приманки близки друг к другу. Естественно, на приманку действуют разные силы, такие как сила тяжести, ветер, угасание скорости, поэтому и шпулю необходимо притормаживать. Но с этим хорошо справляются правильно отрегулированные тормозные системы. Но о них чуть позже.
Стадия приводнения приманки
Но вот скорость полета приманки начинает сильно падать — дело идет к контакту с водой. А шпуля, за счет слаженной работы подшипников, продолжает удерживать более высокие обороты вращения. Вот тут-то снова неопытного рыбака подстерегают перебежки. А почему только неопытного? Да потому что опытный уже научился работать большим пальцем правой/левой руки и принудительно тормозит шпулю.
Да, здесь можно избежать возникновения перебежек только за счет снижения скорости вращения катушки большим пальцем, потому что тормозные системы катушки так не умеют! Устранение перебежек на финальной стадии заброса достигается только опытным путем.
Теперь оставим вопрос получения опыта до практических занятий (это примерно до апреля-мая) и обратимся к технической стороне вопроса — что такое тормозные системы, сколько их и как они работают и настраиваются.
Виды тормозов мультипликаторной катушки
Выбирайте мультипликаторные катушки с минимум 6 центробежными грузиками или не менее мощной магнитной тормозящей системой
- магнитный
- центробежный (центробежные грузики)
Эти два вида тормозов позволяют притормаживать кручение барабана с момента быстрой раскрутки в момент заброса. Если бы не тормоза, барабан мультипликаторной катушки крутился бы быстрее, чем с него сходит леска – следовательно мы бы получили бороду, запутывание лески.
Магнитное торможение построено на торможении слишком быстро вращающейся шпули на раннем этапе при помощи маленьких магнитиков. И этот тип торможения и центробежный приходится регулировать вручную в зависимости от того, какой вес приманки вы используете.
Центробежным торможением обладают другой тип катушек – из центра высовываются маленькие грузики, которые могут двигаться от центра катушки, к краям. Во время слишком быстрого вращения катушки за счет центробежной силы – они выходят и начинают тереть специальную перегородку, за счет этого и происходит торможение при излишней скорости на начальном этапе заброса.
Механический тормоз – это ручной вид тормоза (он есть абсолютно у всех катушек), который следует использовать уже на излете приманки, когда она касается воды. За счет механического тормоза мультипликаторная катушка реагирует на слабый спуск лески с катушки и тормозит барабан наиболее эффективным для дальнего заброса образом.
Недостаток мультипликаторной катушки в том, что при ловле на приманку одного веса (допустим, джиг-головку 15 г) нам необходимо выставить одни настройки центробежных грузиков или магнитов и настроить механический тормоз. Но как только мы поставим приманку в 25 г – прежнее количество центробежных грузиков уже не будет справляться с первичным торможением, придётся включать в работу дополнительные грузики и быть готовым, что дальность заброса может пострадать.
Выбирайте мультипликаторные катушки с как минимум 6 центробежными или магнитными грузиками, это позволит более точно сделать настройку первичного торможения и успешно ловить на дальних дистанциях.
Как настроить мультипликаторную катушку на правильное торможение
Если вы новичок, начинайте ловлю с максимально выставленными центробежными, либо магнитными тормозами, и только увидев, что тормоза слишком велики – выключайте по одной паре грузиков. Это позволит не допустить появления бороды при забросе. Успешная ловля на мультипликаторную катушку в заброс приходит с опытом.
Мультовые тормоза
Тормоз, он везде тормоз!
Ну, вот мы плавно и подошли к основному вопросу сегодняшнего дня. Вступление получилось длинным, но оно поможет разобраться с основными вопросами обзора.
Я для интереса посчитал количество тормозных систем, присутствующих в мультипликаторных катушках. Результат меня сначала удивил — от 4 до 6-ти. Не многовато ли для такого небольшого приспособления как мульт? Оказывается, в самый раз. И вот что я насчитал:
- Осевой тормоз;
- Фрикционный тормоз;
- Стопор обратного хода (тоже считается тормозной системой);
- Центробежный тормоз;
- Магнитный тормоз;
- Система DC (Digital Control);
- Кликер.
Давайте рассмотрим каждую из перечисленных систем поподробнее.
Осевой тормоз
Осевой тормоз не зря стоит первым номером среди всех вышеперечисленных систем торможения в инерционных катушках. История появления осевого тормоза уходит к первым разработкам бейткастинговых катушек, а именно к «Кентукской» катушке Снайдера (подробнее о катушках Снайдера можно узнать из странички Дневников мультомана, посвященной истории появления мультипликаторов). Разрабатывая свою катушку, инженер столкнулся с тем, что шпуля свободно ходила вправо-влево относительно корпуса. Изменение длины оси и дальнейшие испытания привели мысль талантливого разработчика к тому, что он придумал систему прижима оси шпули, тем самым и изобретя первый осевой тормоз.
В современных мультипликаторах функция осевого тормоза состоит в том, чтобы регулировать скорость свободного вращения шпули. Это достигается путем затягивания/ослабления давления композитной прокладки на корпус шпули. Рабочий ход данного тормоза составляет всего несколько миллиметров, но в прецизионном (обладающим высокой точностью) инструменте этого вполне достаточно.
При полностью затянутом осевом тормозе освобожденная шпуля практически не имеет свободного хода и инерция, передаваемая при забросе приманки, сводится к минимуму уже на первоначальной стадии заброса. Да, заброс вы произведете. И перебежки, скорее всего не получите. Но за счет снижения инертности шпули вы не получите, сколь бы то ни было, дальнего заброса.
При полностью ослабленном осевике шпуля получает минимальное сопротивление на оси и немного люфтует (как раз то горизонтальное движение, с которым впервые столкнулся Снайдер). Инерция, передаваемая шпуле от приманки во время заброса, имеет максимальный КПД и разгоняет ее до максимальных скоростей. Для дальнего заброса это очень хорошо, вот только перебежки у неопытных рыбаков будут возникать слишком уж часто. Даже в процессе продевания шнура сквозь кольца спиннинга с ослабленным осевым тормозом шпуля наматывает на себя свободные метры в обратном направлении.
Для новичков рекомендуется затягивать осевой тормоз таким образом, чтобы отпущенная шпуля переставала крутиться, когда приманка достигнет земли. Спиннинг при этом должен находиться в горизонтальной плоскости.
Фрикционный тормоз
Не все тормоза на катушке предназначены для торможения шпули и реализации заброса. Роль фрикционного тормоза на любой катушке сводится к тому, чтобы создать сопротивление при вываживании рыбы после поклевки.
Среди характеристик мультипликаторных катушек есть такой показатель как «максимальное тяговое усилие». Именно этот показатель характеризует мощность фрикционного тормоза.
Чем мощнее фрикционный тормоз, тем быстрее рыбак может утомить трофейный экземпляр — ну это даже не надо рассказывать.
Из чего состоит фрикцион? Все без исключения владельцы как безынерционных, так и мультипликаторных катушек пользуются фрикционным тормозом, но лишь немногие задаются вопросом о том, из чего состоит и как работает это устройство.
В мультипликаторных катушках роль регулятора фрикциона выполняет крыльчатый винт, который в простонародии называется «звездочка». Он располагается у основания ручки катушки для удобства регулировки тормоза в процессе вываживания рыбы. Внутренняя часть фрикциона состоит из набора стальных и тефлоновых шайб. Шайбы эти не плоские, а слегка выпуклые, другое их название — пружинные шайбы. В современных катушках обычно используется семь таких шайб, редко больше. Также в конструкции присутствуют мягкие синтетические прокладки, которые препятствуют повреждению механизма катушки.
Стальные и тефлоновые шайбы и главная пара
При затягивании фрикционного тормоза, пружинные шайбы давят друг на друга и на главную шестерню и препятствуют ее проскальзыванию относительно шестерни шпули (ведомая шестерня).
В некоторых троллинговых и большинстве морских катушек серии Big-game «звездочка» отсутствует. Она заменена на силовой рычаг. Конструкционно эта разновидность фрикционного тормоза отличается от классической тем, что рычаг не сопряжен с рукояткой катушки и имеет, по сравнению с крыльчатым винтом, очень малый ход (около четверти окружности). Это сделано для того, чтобы, при вываживании очень крупной рыбы, создать ей максимальное сопротивление. Крутить звездочку фрикциона в таком случае не то что неудобно, а очень долго. Рычаг в этом понимании намного грубее крыльчатки и позволяет быстро и эффективно остановить на месте рыбу больших размеров.
Находясь в постоянно напряжении, пружинные шайбы со временем ослабевают, соответственно, постепенно снижается общая мощность тормоза. Это может сказаться на результате рыбалки и иногда плачевно. Поэтому производители и прочие специалисты настоятельно рекомендуют полностью ослаблять фрикционный тормоз, когда рыбалка закончена.
Компании-производители мультипликаторов постоянно совершенствуют фрикционные тормозные системы на своих катушках. Вот, например, компания AbuGarcia производит «Carbon Matrix Drag» (прецизионный фрикцион), катушки компании Daiwa могут похвастаться «ультраплавным многодисковым композитным фрикционом», а Shimano выпускает катушки, оснащенные шестилучевой крыльчаткой.
Мультипликаторные катушки «Бочонки»
«Бочонки» – классические мультипликаторные катушки, завоевавшие доверие наших рыболовов первыми среди всех «мультов». Такие катушки более мощные, габаритные, тяжелые и предназначены для ловли крупными и упористыми приманками (обычно от 20-30 гр). «Бочонки» для морской рыбалки, которые иногда в пору называть «бочками», я рассматривать не буду, поскольку с такой рыбалкой попросту незнаком, а вот о «бочонках» для наших рек, прудов и водохранилищ сказать есть что.
Итак, по форме данная катушка естественно напоминает бочонок, где аккуратно уложен непосредственно механизм изделия и есть много пространства для толстого шнура (обычно 20-30 lb на разрыв), без которого ловля с тяжелыми приманками просто нелогична. На сегодняшний день «бочонками» пользуются главным образом почитатели рывковых проводок тяжелыми и крупными воблерами. Дело в том, что настоящими джерками, свимбэйтами и некоторыми миноу можно на первой же рыбалке «убить» не то, что «мясорубку», но и резко сократить ресурс «мыльницы».
В общем, где нужна от механизма тяга, мощь и прочность, без «бочонка» никак. Точно так же и джиговик, охотящийся, к примеру, за судаком на глубоком речном русле с джигами 50-60 гр, должен быть полностью уверен в своей снасти и в том, что она прослужите еще не один сезон.
Стопор обратного хода
Этот элемент катушки всегда в работе, будь то мультипликатор или безынерционка. Механизм прост, но выполняет очень важную задачу — подключает шпулю к главной паре, одновременно застопоривая свободный ход. А, как известно, в мультах ручка крутится только вперед. Это своеобразный замок, который передает усилие от натянутой лески фрикционному тормозу. При отключении стопора, шпуля освобождается и, естественно, крутится в любую сторону.
Различают два вида стопоров обратного хода — нормальный (застопоривается через некоторое время после поворота ручки в обратную сторону) и мгновенный (застопоривается моментально). В настоящее время большинство мультипликаторов обладают именно мгновенным стопором.
Особенно гордятся своим произведением инженеры компании Shimano. Они даже дали уникальное имя своей системе — SuperStopper (СуперОстанавливатель — в дословном переводе). На данный момент, мне как обладателю катушки именно с такой системой, сравнивать ее с другими не приходилось, но скажу объективно — стопорит моментально, даже миллиметра движения не позволяет! Японцы, что тут скажешь!
Выбор лески для мультипликаторной катушки
Каждая катушка имеет минимальный порог для длины лески, минимальный и максимальный ее диаметр.
Если мы будем использовать более тонкую леску, чем озвучено на катушке есть вероятность, что она зайдет в небольшой зазор между шпулей и корпусом. Особенно пристально нужно относиться к плетеной леске (она обычно значительно тоньше мононити).
Максимальный диаметр лески тоже важен и также указывается на катушке. Выше того, значения, которое написано на катушке использовать крайне не рекомендуется. Связано это с проблемами торможения лески слишком больших диаметров, торможение получается неэффективным и травмирует катушку.
Центробежный или магнитный — какой лучше?
Две следующие тормозные системы, идущие в списке — это центробежная и магнитная. Они разные, хоть и выполняют одну функцию — подтормаживают шпулю в момент свободного вращения при забросе.
На просторах интернет-вселенной идут горячие бои между представителями двух «враждующих» кланов, но итоговая позиция остается практически неизменной — обе системы надежны и технологичны и просуществуют еще очень долго…
Как в любой войне есть двойные агенты или шпионы, так и на рынке мультипликаторных катушек имеются экземпляры, в которых присутствуют обе тормозные системы. И прекрасно сосуществуют, надо сказать.
Рассмотрим каждую из систем поближе.
Центробежный тормоз
Яркими представителями данного «клана» являются компании Shimano и AbuGarcia (другие компании постоянно пытаются угнаться за лидерами, поэтому мы их просто не будем принимать в расчет), а также подавляющее количество пользователей таких катушек.
Центробежная система — это приспособление в устройстве мультипликаторной катушки, предназначенное для погашения излишней скорости вращения шпули при забросе. Состоит из двух частей — расположенной на оси шпули центрифуги (представляющей, в свою очередь, систему креплений и центробежных направляющих, на которых установлены съемные грузики) и тормозного стакана (располагается обычно в съемной крышке катушки). Под действием центробежной силы, при раскручивании шпули, грузики смещаются по направляющим и вступают в контакт со стенками тормозного стакана.
«Включены» 2 грузика.
Эффект торможения растет пропорционально скорости вращения шпули и, соответственно, гасит ее сильнее. Вот именно из-за этой особенности, центробежный тормоз больше подходит для забросов парусящих приманок, так как скорость полета оных значительно ниже скорости полета компактных. В некоторых случаях центробежка позволяет парусящим приманкам лететь даже дальше равных им по весу джиговых оснасток. Все это происходит потому, что компактная приманка сразу дает шпуле большую инерцию, а центробежный тормоз жестко ее гасит — приманка очень быстро теряет скорость и далеко не летит. Возьмем для сравнения воблер — изначальная скорость полета парусящей приманки ниже, чем компактной. А чем ниже скорость полета, тем меньше эффект торможения. Следовательно, динамика торможения парусящей приманки намного ниже, поэтому летит она дальше. Уф! Вроде правильно сформулировал!
Теперь о разновидностях центробегов.
Есть системы со съемными грузиками, есть с отключаемыми (грузики снять можно, чтобы заменить на другие по весу, но работать со снятыми грузиками настоятельно не рекомендуется).
Если снять часть грузиков совсем, то разгон катушки не будет сбаллансированным, и, как следствие — преждевременный износ подшипников и оси шпули.
Различаются они одно — и двухступенчатым стопором (увидите хоть раз, сразу поймете где какой). Снимать/отключать/менять на более легкие грузики рекомендуется попарно, либо тройками (если грузиков шесть). При этой операции следует задействовать противоположно стоящие грузы для сохранения симметрии вращения.
Центробежные тормоза на мультипликаторах бывают также с внутренней и с внешней регулировкой. Для того, чтобы отрегулировать тормозное усилие катушки с внешним регулятором, достаточно повернуть рычажок на съемной крышке — грузики включатся/отключатся автоматически. Для регулировки центробежки с внутренним строением придется снять боковую крышку катушки. Бояться этого процесса не стоит, потому что регулировка осуществляется довольно оперативно и вы точно знаете сколько включено грузов на Вашей катушке. Не забудьте только повернуть защелку крышки, когда вернете саму крышку на место. В противном случае у вас при забросе крышка откроется, и шпуля стремительно из катушки вылетит, намотав на себя все вокруг (леску, грязь, листья). Одновременно со шпулей у вас вылетят такие слова, которых могут даже взрослые испугаться, не то, что дети!
При работе с катушкой с центробежным тормозом, для начала включите все грузики, потом, по мере разогрева узлов катушки, отключайте попарно противоположно стоящие грузы — разницу по дальности заброса ощутите сразу, не смотря на смехотворность самих грузиков.
Кстати, о грузиках. Слово «грузик» воспринимается рыболовом как нечто свинцовое, хоть и маленькое, но тяжеленькое. Когда открываешь катушку с центробежкой, назвать грузиками те разноцветные пластиковые фитюльки, которые там стоят, просто язык не поворачивается. И вот от этой фигни зависит дальность полета приманки? Да, именно от этих пластиковых стаканчиков, которые к тому же бывают разного веса (при разном цвете), и зависит дальность заброса. Возникает закономерный вопрос: «Почему?». Отвечаю — мульт — это высокоточный (прецизионный) инструмент и изменение веса пары грузиков на сотые доли грамма сильно влияет на работу механизма в целом.
Ну и как всегда, производители пытаются друг друга перещеголять в разработке и выпуске в продажу более совершенных систем центробежного торможения. Shimano удивляет рыболовов всего мира системами SVS, 4×4 SVS, 8 точечная BFS система торможения, SVS Infinite и некоторыми другими. Все они друг от друга немного отличаются, но не принципиально. Компания Abu Garcia придумала своим особенным центробежкам аббревиатуру IVCB-IV (Infinitely Variable Centrifugal Brake — вариаторная центробежная тормозная система) и очень гордится своим изобретением. Компания Daiwa выпускает под центробежную систему только классические мультипликаторы большого размера, поэтому занимает более скромные позиции в данном аспекте. Но, несмотря на это, они удивили любителей кастинговой рыбалки уникальной системой — механическим сенсорным тормозом Centriflex.
Система Centriflex на Daiwa Luna.
Вот наверное и все. Слова со звездочками следует заменить на противоположные, чтобы получить действие фрикциона при раскручивании крыльчатки. Теперь поговорим о всем что связано с фрикционом.
В классиках возможна трещотка. В речных катушках, рассчитанных на дальний заброс, шестерня лесораспределителя, как я уже говорил, из пластика. При включении тумблера трещотки, с ней входит в зацепление некая пластина, довольно надежная. Т.к. шестерни все же из пластика, не рекомендуется постоянное применение трещотки. Трещотка нужна как при донной ловле, так и при троллинге. Настраиваете фрикционный тормоз так, чтобы при определенном усилии на леску шпуля проскользнула. Включите трещотку. Ворон считать все же не рекомендую, при поклевке рыба наверняка плохо засечется и поэтому пробудет на крючке недолго. Из этого всего следует, что применять трещотку можно при донной ловле и, возможно, при вываживании вслепую. Делают это многие для съемок, чтобы было слышно для зрителей срабатывание фрикциона. А так — толк от него только как от сигнализатора поклевки. Помните, что в качественных мультах очень чувствительные фрикционные тормоза, иногда достаточно небольшого поворота крыльчатки. То же самое и с раскручиванием той же самой крыльчатки.
Центробежные тормоза в классиках
Наконец дождались самого главного и самого неизвестного новичку узла. Центробежный тормоз не имеют те катушки, у которых есть магнитные тормоза. Это обычно низкопрофили. А классики, имеющие только один род механического тормоза, могут иметь и центробежные тормоза. Они совсем не такие внушительные, какими представляются в словах. Центробежные тормоза состоят из крестовины, расположенной на шпуле, обычно с противоположной стороны от ручки. На концах ее стоит по агрегату из небольших пластиковых грузиков, которые наверняка трудно описать словами, но я попробую. Итак, пластиковые грузики похожи на маленькие стаканчики (чтобы было понятнее, посмотрите на грузики фирмы Shimano). Они при покупке находятся в прижатом ближе к середине положении. Их держит агрегат с выступами, которые и держат «стаканы». Они находятся в выключенном состоянии. Всегда в новых катушках центробежные тормоза выключены, а точнее, полувключены. Проведите такой опыт с классиком. Запомните на глаз обороты катушки при нетронутых тормозах. Снимите шпулю и поставьте «стаканчики» в отдаленное от центра положение. Хотя в некоторых катушках центробежные тормоза регулируются беспорядочно, например, по резьбе. Можно один раз «сбить» тормоз в неизвестное положение и потом всю рыбалку его настраивать. Лучше такие тормоза не трогать. Итак, вы сдвинули в верхнее положение грузики, собрали катушку и проверяете ее инерцию. Наверняка заметите упадок оборотов. Это написано в инструкции любых классиков Shimano, так что почитайте, но тормоза вообще-то не трогайте, так, будто их и не было. Проще сказать, они гасят излишнюю энергию шпули при забросе и противостоят образованию бороды при дальних забросах. Так что если хотите минимум «бород», включайте грузы (хотя вряд ли из можно назвать «грузами»). Большинство уже научилось успешно ловить и без подключений.
Теперь о смазке частей классика
Смазывать нужно любую катушку. Важно только знать куда заливать смазку и в каком количестве. Итак, катушку нужно смазывать не один раз в 2 года, а два раза за сезон. Первым делом нужно удалить старую смазку черного цвета. Если смазка темная, то катушку еще можно эксплуатировать. Если же смазка очень темная, то ее следует удалить и положить новую. Можно после покупки мульта разобрать его и посмотреть, где и в каких количествах наложена смазка. Все это следует запомнить и в следующий раз положить в те места смазку. Но не трудно это делать и по логике. Все трущиеся узлы следует смазывать в небольших количества, из-за экономии. Остальная смазка просто не нужна. Если вы переложили ее, то через несколько рыбалок, сняв крышку корпуса, увидите все ее излишки. Шестерни смазывать в больших количествах не следует, этим вы добьетесь бесшумного хода только на три рыбалки. Смазка будет быстро вытеснена. Оставить без смазки следует корпус и пружины. Остальное все на выбор. В принципе, смазка механизмам никогда не помешает, так что боятся не следует.
Смазывать следует так. Снять старую и добавить новую смазку в ручки. Смазать маховик стопора обратного хода и обратную сторону главной шестерни. Все шариковые подшипники. Смазывать их нужно только жидкой смазкой. Роликовый подшипник. Его следует смазать густой смазкой. Густой смазкой смажьте бесконечный винт. Смажьте механизм кнопки отключения шпули.
Остальное следует смазывать,подключая к процессу здравомыслящую голову. Совет: не применяйте смазок, не предназначенных для смазки катушек!!! Они не подходят по всем параметрам. Мне встречались масла, которые разъедали мягкие прокладки фрикционного тормоза. Я могу с уверенностью сказать, что хорошие масла фирм DAM, Balzer, Zebco, Shimano, Abu Garcia. Смазки других фирм я не применял. Хотя все фирмы, производящие катушки, делают заодно и смазки для них. Так что самой лучшей смазкой для катушки является смазка «родной» фирмы. Часто очень плохие масла делают фирмы, не специализирующиеся на выпуске катушек. Например, масла Insel мне не внушают большого доверия, хотя вроде на катушку влияют положительно. Нужно частенько заглядывать на бесконечный винт и проверять его на грязь. Это делать нужно каждую рыбалку и обязательно прочистить его, если заметили песок и пр. Если этого не сделать, можно сильно попортить острие «полумесяца». Если его погнуть, то он будет просто напросто проскакивать, или в лучшем случае потеряет мощность и не будет укладывать лесу даже при малейшем сопротивлении. В таком случае, если это случилось на рыбалке, следует подложить под крышку «полумесяца» бумажку, чтобы прижать его к винту. Несколько слов об этом так же можно увидеть в самом начале рассказа о мультипликаторах в общем. Очень важно знать, что если правильно начать обкатку катушки и правильно ее продолжать, мульт прослужит вам очень долго. Нельзя сказать, насколько дольше прослужит мульт, нежели безынерционка. Запомните применение классиков, не ошибитесь при покупке.
Низкопрофильные «Мыльницы»
Далекий… точный… красивый… тихий… простой заброс можно достигнуть с помощью следующего вида катушек. Это «мыльницы», так называемые низкопрофильные мульты. При их создании инженеры были намерены соединить максимальную легкость и дальность, а также достижение более простого заброса. Им это, как ни странно, удалось! Теперь мы уже даже не вспоминаем те труды и расходы, вложенные в производство этого вида мультипликаторных катушек. Катушка не предназначена для «крепких» условий ловли и сильных нагрузок. Инженеры и не стремились к этому. Хочешь ловить рыбу покрупнее — бери небольшой классик. Начать освоение мультовой ловли следует именно с «мыльниц». Во-первых, рыболову проще ловить, делать дальние забросы, применять более мелкие приманки. Если взять классик, то он может не очень понравиться начинающему, а по второму разу хорошие и дорогие мульты брать не каждому по карману. Потом как-нибудь, когда соберетесь половить спиннингом крупную и сильную рыбу, например щуку, следует приобретать, брать в долг классический мульт. Именно на «мыльницах» делают всяческие навороты для удобства ловли. Например, более чувствительные магнитные тормоза. В классиках, я уже говорил, «удобней» золотить катушку, нежели придумывать новые технологии. Может, конечно, сложиться такое впечатление, но это не так! Пока катушка позолоченная, цена стабильная, катушка престижная. Придумали новую технологию (или обычный новый узел) — атушка все еще позолоченная, цена возросла, катушка еще престижней. Довольно простая закономерность, но у некоторых фирм на это не хватает денег. Они считают — лучше выпускать новую катушку, схожую по внутренностям с другой, но корпус делают другого цвета или формы. Покупатели находятся и на ту, и на эту. Разницы никакой. В ходе экскурсии вы будете ознакомлены с отличиями «мыльниц» от классиков.
Экскурсия по внутреннему строению низкопрофилей
Магнитный тормоз
Антагонистом центробежной системы является магнитная. По эту сторону баррикад плотно обосновалась компания Daiwa. Иногда в лагерь к любителям магнитов заглядывают и шведы, но магниток у Абушки все-таки меньше, чем центробежек.
Магнитная тормозная система (в английском написании MAG) — это система бесконтактной регулировки вращения шпули при забросе, в которой используется взаимодействие двух физических явлений: центробежной силы и магнитного поля. Магнитка, так же как и центробежка, состоит из двух взаимодействующих частей — магнитного стакана и магнитного блока. Только в этой тормозной системе магнитный стакан закреплен на шпуле, а магнитный блок — в боковой крышке катушки. Именно из-за этой конструкционной особенности регулировка у магнитной системы только внешняя.
В состоянии покоя тормозной стакан не взаимодействует с полем магнитного блока. Когда шпуля начинает раскручивается, центробежная сила смещает стакан к магнитам — и тот попадает в зону действия магнитного поля, которое его и тормозит. С падением скорости вращения стакан возвращается в исходное положение. Специальный переключатель со шкалой ограничивает удаление системы магнитов, в итоге устанавливается различная степень торможения.
Магнитная тормозная система имеет широкий диапазон регулировки для средних скоростей, но избыточно тормозит на малых. На больших скоростях торможение менее заметно, чем у центробежной системы, что позволяет развивать более высокую начальную скорость. Именно из-за этой особенности, магнитка больше подходит для реализации дальних забросов компактными приманками — джигами и «чебурашками». Это не значит, что катушкой с такой системой нельзя работать воблерами. Можно, никто не запрещает! Только дальность заброса, по сравнению с катушкой на центробеге, будет значительно ниже.
При работе катушкой с магнитной системой торможения следует изначально устанавливать переключатель в положение 8 или 9 (10 — максимальное значение). По мере разогрева подшипников катушки (забросов 5-10), можно уменьшать магнитное воздействие вплоть до 2-х, 3-х единиц. Здесь важно не переослабить тормоз — найти свою собственную грань между все возрастающей дальностью заброса и моментом образования перебежек.
Ну и «удивлялки» от производителей — это само собой! Родители магнитки, компания Daiwa произвела на свет сначала систему MagForce (усовершенствованная Mag), затем MagForce V (усовершенствованная MagForce), а теперь уже дошли и до Magforce 3D (имеет 3 режима работы — Max Brake, All-Around и Long Cast с очень точной настройкой внутри каждого режима). Abu Garcia? Хоть и выпускает немного катушек с магнитными тормозами, но и делает это на высшем уровне, выпуская систему MagTrax (по отзывам в интернете — очень удобная система).
Как настроить мультипликаторную катушку с магнитным тормозом
А хитрость настройки заключается в следующем.
В первую очередь производится «грубая» настройка осевого тормоза (1). Его затягивают до того момента, пока продольный люфт не позволит приманке медленно опускаться.
Не забываем при этом отжимать клавишу разблокировки шпули.
Далее потребуется настроить магнитный тормоз. Для новичка хитрость заключается в том, что нужно будет установить тормоз на МАКСИМАЛЬНОЕ значение. Это позволит на первых забросах по-максимуму избежать перебежек. Если после нескольких забросов освоитесь с такой регулировкой, то начинаем магнитку ослаблять.
Почему так, а не иначе? Во-первых, все нужно делать постепенно. Особенно когда есть продолжительный опыт работы с безынерционками.
Во-вторых, работа магнитного тормоза и осевого распределена по фазам заброса.
При забросе приманки, когда шпуля разогналась на полную, за торможение отвечает магнитная система. Именно она притормаживает шпулю и «следит», чтобы леска успевала сходить без перебежек. Как было уже сказано выше, чем сильнее разогналась шпуля, тем сильнее система тормозит ее. Когда скорость полета приманки снижается, то скорость вращения шпули так же снижается, но еще достаточно высока, чтобы леска не успевала сходить. Где-то с этого момента основную работу торможения берет на себя осевой тормоз.
Источник
Центромагнитники
Что может быть проще для прекращения более чем векового противостояния противоборствующих сторон, чем достижения компромисса. Но не все оказалось так просто — многие компании пробовали совмещать и совмещают до сих пор (наверное не научились еще) магнитную и центробежную системы торможения в своих катушках в надежде взять от каждой их них лучшее.
Только изначально желаемое полуторакратное увеличение дальности заброса, получаемое за счет преимуществ центробежной системы на малых скоростях и магнитной на больших, не достигается в той мере, в которой хотелось бы. На высоких скоростях центробежка, несмотря на наличие магнитов, «рубит» обороты (чуть меньше, конечно, но рубит), а на низких скоростях магниты избыточно якорят шпулю (ну неотключаемые они полностью) при практически полном бездействии центробежных сил. Да, увеличение дальности имеется, но, как правило, оно не очень большое.
Каждому, кто загорелся покупкой такой катушки, необходимо для себя определить, нужна ли такая катушка и будет ли она идеально выполнять поставленные перед ней задачи.
Среди изобретателей-извращенцев была замечена компания Abu Garcia со своей катушкой Ambassadeur S 3000 C, а также новой Revo STX. Более мелкие и менее именитые производители мульткатушек периодически выкидывают на рынок подобную продукцию.
Конечно, прогресс не стоит на месте, и задача сосуществования противостоящих тормозных систем будет рано или поздно разрешена. А может быть придумают что-то более эффективное? По-моему, уже придумали! Да и весь продвинутый рыболовный мир уже это признал.
Система DC
Умная система DC (Digital Control), которая в переводе обозначает «Цифровой контроль», по всей видимости, в ближайшем будущем изменит положение сил на фронтах войны механических тормозных систем.
Первым и единственным производителем катушек с системой DC является японская компания Shimano, лидер не только в производстве мультипликаторных катушек как таковых, но и в производстве электронных систем в частности. Идея производства электронного тормозного механизма долгое время витала в умах шимановских инженеров, но воплотилась она сначала в электронных тормозах для велосипедов. Электронная система торможения для мультипликаторов появилась в далеком уже 2003 году с выпуском катушки Calcutta TE DC.
Появление этого инновационного продукта вызвало поначалу скептические отзывы от приверженцев кастинговой ловли по всему миру, мол, электроника не вечна, а механика надежнее, центробег намочил и высушил, а как тут быть с электронным механизмом. Но уже после первых испытаний, негатив в отзывах рыболовов сменился восхищением — электроника работала практически безотказно, да еще и механизм оказался действительно водонепроницаемым. Катушку намеренно погружали на длительное время в соленую воду, после чего она продолжала работать без изменений.
Вот что пишет по этому поводу компания Shimano в своих рекламных проспектах (перевод):
Водонепроницаемая система Digital Control является самозаряжающейся. Она накапливает энергию на каждом забросе приманки и не требует внешнего источника питания. В процессе заброса, энергия вращения шпули аккумулируется в специальной печатной плате системы DC и питает систему цифрового торможения (Digital Braking system) на последующих забросах. Запрограммированные шаблоны торможения системы DC позволяют шпуле достигать максимальных скоростей вращения до того, как подключается электронный тормоз, в то время как традиционные системы (центробежные и магнитные) начинают торможение с первой секунды заброса и не позволяют шпуле набирать обороты. Шпули, в катушках с общепризнанными тормозными системами, оперируют скоростями в пределах 15-20 тысяч оборотов в минуту. С применением цифровой технологии торможения, скорость вращения шпули нередко превышает 30 тысяч оборотов в минуту (прирост скорости на 50-70%). Одновременно с этим, DC идеально контролирует шнур на всем протяжении заброса, позволяя делать его более дальним и точным. В реальной рыбалке средняя дальность заброса с системой DC увеличивается на 20-40%, по сравнению с классическими тормозными системами. В программу цифрового контроля заложено 8 шаблонов торможения, переключение между которыми происходит путем внешней регулировки. DC предоставляет рыболову великолепный контроль на всем протяжении заброса, регулируя тормозное усилие с интервалом в 1/1000 секунды. Применение технологии «интеллектуального» торможения системой DCBS (Digital Control Braking System — цифровая система управления торможением) практически моментально стабилизирует скорость вращения шпули. Система оптимизирует тормозное усилие, прилагаемое к шпуле, тем самым сводя к минимуму образование перебежек. Как результат работы системы, любой рыболов может получить дальний и точный заброс, не заботясь о появлении перебежек.
Особенно эффективно работа цифровой системы сказывается при работе легкими парусящими приманками — легкими воблерами и резиной без огрузки.
В интернете есть множество положительных отзывов, касающихся использования катушек с системой DC. На сегодняшний день применяет в своих катушках несколько разновидностей системы Digital Control. Их можно разделить (но только условно) на более простые и более сложные.
Так что же это за 8 различных режимов, которые так идеально работают в любых условиях? Давайте посмотрим. На самом деле рабочих режимов всего 4, которые работают с двумя видами лесок — монофильными (а с ними и флуорокарбоновыми) и плетеными. Вот и получается, что режимов 8.
- I — L — дальний заброс. Достигается максимальная дальность заброса тяжелой оснастки при относительно небольшом ветре.
- I — A — обеспечивает дальний заброс при минимальных усилиях. Подтормаживание ослабляется к концу полета приманки.
- I — M — немного большее подтормаживание для силового заброса.
- I — W — для заброса легких приманок при сильном ветре. Этот режим идеально подходит для работы с воблерами.
Разница в стоимости, получаемая с применением системы цифрового контроля, колеблется от 200 до 250 долларов для катушек среднего ценового сегмента.
Хоть такую цену средней уже не назовешь, но за технологии приходится платить! Так что решать вам, уважаемые друзья, нужна вам такая система или нет. Я лично для себя решил, что, при появлении возможности, я обязательно опробую в деле это чудо инженерной мысли и, возможно даже, куплю.
Системы контроля заброса мультипликаторных катушек. Взгляд назад. Часть 1. Магнитные системы.
Так как я торгую спиннинговыми катушками второй половины девяностых и начала двухтысячных, то мне постоянно приходится доказывать, что эти снасти по-прежнему актуальны и не уступают в большинстве случаев современным, а что касается крепости и жизнестойкости, то обычно превосходят «новодел».
По этому поводу приходится писать статьи, проводить тесты и небольшие исследования. Иногда случается вступать в полемику на рыболовных форумах. А главным аргументом моих оппонентов на форумах является довод о том, что прогресс не стоит на месте, и если у Daiwa, ABU и Shimano есть штат инженеров, то чем им ещё заниматься как ни совершенствовать снасти и тем двигать прогресс в перёд.
Так ведь я тоже не ретроград, и к прогрессу отношусь с оптимизмом. Однако в силу специфики моей работы и давнего увлечения этой темой, я часто более информирован относительно изменений в рыболовных снастях, чем мои оппоненты. А как известно хорошо информированный оптимист — это скорей всего уже пессимист.
И свой пессимизм по поводу ускоренно улучшающихся снастей, я попытаюсь обосновать. И в виде обоснования приведу небольшой обзор. Обзор этот довольно легкомыслен и не претендует на серьёзное исследование. Просто у меня скопилась небольшая коллекция старинных мультов, и я в этот раз захотел на их примере рассмотреть эволюцию тормозных систем. Никаких глубоких копаний в мелочах, немного истории и прямое визуальное сравнение того, что было и что стало. Не больше.
Начнём с так называемой линейной магнитной системы.
На снимке одновременно представлены две системы MagTrax™ и AutoMag™ от Abu Garcia. Системы эти по сути близнецы. Те же магниты на подпружиненной планке, которые регулятором можно приближать или удалять от шпули. Конечно AutoMag выглядит несколько фундаментальней младшего брата, но такие уж времена тогда были, — ресурсов на планете было больше и на мелочах не экономили.
AutoMag старше своего собрата примерно на тридцать лет. На снимке представлена катушка Abu Garcia XLT 1 SYNCRO оснащённая такой системой. Она выпускалась в первой половине восьмидесятых.
Системой MagTrax ™ оснащены, например, такие катушки как представленный на первом фото Abu Garcia Black Max также Abu Garcia Silver Max и т.д.
Если принять во внимание, что более современная система линейных магнитных тормозов MagTrax II™( ABU Garcia Revo Big Shooter Compact) ничем кардинально не отличается (есть гипотеза, что отличие только в названии) от MagTrax ™ то получается , что системе этой уже без малого 35 лет!!!
Кого-то это возможно расстроит, ведь он уже в который раз покупает новую катушку, веря, что она продвинутей старой, но только не меня. Я знаю, раз система существует столько лет, значит она хороша и надёжна. Кстати эта система тормозов была применена в легендарной катушке ABU Garcia Mörrum SX MAG. Для меня это весомый аргумент в её пользу.
Есть у Abu Garcia ещё одна система магнитов- UltraMag ™ когда-то в двухтысячных она была применена в нескольких моделях элитарных катушек Abu Garcia Mörrum Ultra Mag.В отличие от предыдущих эта система уже нелинейная. Панель с магнитами в ней подвижная и меняет своё положение относительно шпули в зависимости от скорости вращения. Безусловно UltraMag ™ можно считать более современной системой чем прежние. Можно, если бы не одно, но. Дело в том, что 1982 году была у Abu катушка с такой же системой и даже таким названием ABU Garcia Ambassadeur ULTRA MAG XL.
Теперь о другой магнитной системе. Её главное отличие от предыдущей в наличии у шпули специального индуктора. Тут с магнитами взаимодействует уже непосредственно индуктор, а не боковина шпули. Он вращается между двумя кольцами, которые сами могут быть сделаны из магнитов, а могут просто нести несколько магнитов на себе. Регулировка происходит изменением положения колец относительно друг друга.
У нас в большинстве случаев эту систему контроля заброса называют Magforce. Под таким собственным именем она существует в мультовой программе Daiwa. У Ryobi такая система называлась проще Ryobi Magnet Brake System.
Система эта не менее древняя чем ABU Garcia AutoMag. На следующих изображениях можно увидеть катушку Daiwa Super Millionaire ST-15. это примерно та же эпоха, что и Abu Garcia XLT 1 SYNCRO.
И несмотря на то, что и этой системе немного за тридцать, и сегодня множество моделей мультипликаторны х катушек оснащаются ею. Например, Magforce в неизменном виде стоит на недорогом Daiwa Megaforce и на солидных по цене Daiwa Lexa и Daiwa Tatula HD.
А это Ryobi Regno Light 4000 special. Он продавался в конце восьмидесятых. На фото хорошо видно облегчённый алюминиевый индуктор. По большому счёту магнитный тормоз Ryobi начиная с этой катушки и дальше вплоть до закрытия Ryobi made in japan® оставался неизменным.
А вот Daiwa продолжала экспериментирова ть с усовершенствован ием данных тормозов и в 1998 году представила публике, модернизированны й вариант Magforce под названием MagforceV.
Это событие было действительно историческим и притом не совсем обычным, поэтому о нём стоит рассказать чуть подробней.
Дело в том, что в 99,99 % случаев презентация технических новшеств происходит вместе с представлением новой модели катушки. Пусть даже эти новшества в техническом плане совсем ничтожны, важно, чтобы вокруг них можно было создать рекламную шумиху и получить на выходе всплеск продаж. В большинстве случаев вообще ничего не изобретается, просто в катушке меняется какой-то узел, на якобы более совершенный, катушка получает новое имя или приставку к старому, и у самых слабонервных сразу появляется охота её купить.
Например, продаётся Daiwa Megaforce с системой Magforce пару-тройку лет, а затем эта катушка получает приставку Plus и шпулю с индуктором MagforceZ. И хоть Magforce Z давно уже не новинка, публика желает получить более современный аппарат.
Презентация же MagforceV прошла без представления новой катушки. Просто в 1998 году на «Тимки» (TEAM DAIWA-S—X) девяносто седьмого года поставили эту систему. С чем была связана такая спешка не знаю, но факт остаётся фактом, маркетологи Daiwa в далёком девяносто восьмом не смогли в полной мере воспользоваться разработкой собственных инженеров.
Суть инновации в том, что индуктор стал подвижным и во время заброса может двигаться вперёд. Движется он туда под действием несложного механизма,который преобразует центробежные силы действующие на специальные грузики, в поступательное движение этого механизма вдоль оси шпули . Регламентируется вся система пружинкой. Естественно, чем выше обороты шпули, чем больше центробежные силы, тем глубже индуктор проникает между магнитами и получает большее противодействие своему вращению.
На этих видео хорошо видно движение индуктора.
Идея действительно была оригинальной и понравилась рыбакам. Больше того в экспертной среде есть высказывания, что MagforceV по-прежнему самая прогрессивная магнитная система контроля заброса.
И сегодня Daiwa выпускает катушки с этой системой в том числе и элитные модели, например, Daiwa Steez 103HL.
Затем во второй половине нулевых Daiwa представила следующую модификацию магнитной системы- MagforceZ.
Шпуля MagforceZ визуально похожа на шпулю MagforceV. Действительно в системе MagforceZ такой же подвижный индуктор как у предшественницы. Отличие в том, что при нарастании оборотов шпули, он движется не плавно, а скачкообразно. Преимущество такой задумки в том, что на малых оборотах магнитная система вовсе не препятствует вращению шпули, а при наборе шпулей критической скорости вращения, индуктор скачком продвигается в межмагнитный зазор и стабилизирует дальнейшее ускорение.*
Однако чего-то существенно нового достичь не удалось . Оказалось, что у MagforceZ как и у прежних тормозов есть свои системные недостатки. Чуть выиграв в одном он потерял в другом.
И вот если посмотреть на катушечную программу Daiwa последних пары-тройки лет то можно увидеть мультипликаторы снабжённые всеми тремя вышеперечисленными тормозными системами. Причём не факт, что «древние» Magforce и MagforceV стоят на катушках начального уровня, а MagforceZ на более «крутых». Выше я приводил примеры современных мультипликаторов Daiwa с разными тормозными системами и из этих примеров можно понять,что в Дайвовской мульт-программе последних лет многое неоднозначно.
Всё вышесказанное у меня рождает чёткую мысль- если не одна тормозная система не смогла своим превосходством заставить отказаться от использования других, значит ни одна из них не имеет подавляющего преимущества над другими.
И последняя тормозная система Daiwa называется Magforce 3D.
В основе этой системы лежит всё тот-же подвижный индуктор MagforceZ, а главная идея Magforce 3D улучшить работу системы за счёт увеличенного диапазона регулировок. Если в прежних системах регулировка производилась только изменением положения относительно друг друга магнитных колец. То в этой системе вторым регулятором стало возможно дополнительно менять, относительно шпули, положение самого блока колец.
Если честно меня такое «инженерное» решение позабавило. Дело в том, что система Magforce в своём первозданном виде очень проста и эффективна, и в этом её гениальность. В следствии этой простоты в Magforce сложно, что либо улучшить. Там ведь и деталей то всего ничего шпуля с индуктором, два магнитных кольца да простейший регулятор положения колец. И добавить регулятору амплитуду регулировки, а потом подвести под это целую теорию заброса, это не инженерная мысль ,а маркетинговая. Ведь и у штатного регулятора диапазон велик, положения 8,9,10 мне лично использовать не приходилось ни разу.
Так, что в случае с этой системой можно смело сказать, что модернизация имела поверхностный- маркетинговый характер. Такие не оригинальные технические решения реализуются тогда, когда скудно со стоящими идеями. И если судить по отзывам , система прогнозируемо не оправдала надежд , оказалось, что такое количество регулировок просто не востребовано на реальной рыбалке.
Здесь можно относительно магнитных систем и итог подвести.
Прошу не судить строго, возможно какие-то модификации магнитных тормозов я упустил, что-то забыл. Но из того, что вспомнил вывод у меня получился такой.
Всё магнитные системы контроля заброса, которые применяются в современных мультипликаторны х катушках, изобретены и впервые применены уже давным-давно, в основном тридцать – тридцать пять лет назад. Самое свежее по-настоящему принципиальное улучшение магнитных тормозов случилось восемнадцать лет назад, когда впервые был применён плавающий индуктор. Все сегодняшние варианты магнитных систем — это либо чуть осовремененные копии старинных, либо маркетинговые модификации, не несущие в себе не только фундаментальных изменений, но даже сколько ни будь глубоких.
В следующей части я намерен провести примерно похожее сравнение катушек разных лет с механической и гибридной системами подтормаживания шпули и чуть коснуться системы контроля заброса DC.
«OOFISHING.RU» 15.03.2016г.
*Моё личное мнение относительно этой теории такое. И MagforceV и MagforceZ, суть одна система. Незначительные изменения в механизме сдвигающем индуктор не дают мне возможности поверить в то, что различия в динамике движения индукторов V и Z столь существенны. Зато разница между собой индукторов, разных моделей катушек, внутри системы MagforceZ, значительна. В общем если отбросить рекламную мишуру, то обе системы правильней было бы объединить в одну и называть примерно так -Magforce movable inductor.
Кликер
Этим непонятным английским (а может американским) словом в мультипликаторах называют привычную для русского уха «трещетку».
Обычный сигнализатор схода лески в мультипликаторных катушках является также и вспомогательным тормозом. Это ничто иное, как аналог системы бейтраннер, устанавливаемой на безынерционки. С работой бейтраннера знакомы многие, да и статья эта про мульты, так что рассказывать про эту, все-таки тормозную, систему не буду. Скажу лишь то, что включается он специальной клавишей или переключателем на боковой панели корпуса и производит освобождение шпули от основного тормоза.
Кликер особенно полезен при троллинговой рыбалке, а также рыбалке в отвес, как сигнализатор поклевки или зацепа. В общем, этот друг рыболова помогает продлить жизнь катушки, помогая избегать резких нагрузок на основные узлы мультипликатора.
Многие пользователи катушек с кликерами говорят, что использование такого механизма не более чем «понты». Но карпфишеры с этим утверждением в корне не согласятся (я надеюсь).
5. Мультипликаторные катушки с лесоукладывателем и без
Наличие лесоукладывателя – это преимущество для катушки. Он позволяет укладывать леску на площадь всей шпули равномерно, не создавая горбов и впадин, это положительно влияет на долговечность лески, самой конструкции катушки и дальность заброса.
Но есть одно но, само наличие лесоукладывателя уменьшает дальность заброса примерно на 10-15%. Связано это со слишком большим трением во время схода лески со шпули через лесоукладыватель. Некоторые рыболовы даже снимают лесоукладыватель и во время намотки укладывают леску, направляя ее пальцем (совершая те же движения, что делает лесоукладыватель), зато дальность забросов вновь на высоте.
Но более мудро – использовать мультипликаторную катушку с отключаемым лесоукладывателем. Отключается он перед забросом нажатием на небольшой переключатель. Включается таким же образом сразу после заброса, когда нужно наматывать леску.
Мы советуем покупать мультипликаторную катушку с отключаемым лесоукладывателем. Но соблюдайте одно правило, перед забросом доведите лесоукладыватель до середины, чтобы леска совершала максимально меньшее трение. Затем отключайте лесоукладыватель и делайте заброс. И ещё один совет. Выбирайте катушки с керамическим глазком (отверстием) в лесоукладывателе. Проходя через него плетенка абсолютно не повреждается, а в случае если глазок будет в виде металлических проволок – плетенка со временем пропилит отверстия. При использовании монолески разницы в типе глазка нет никакой.